«Халам-бунду», или спектакль про лихие 90-е
Что такое «халам-бунду», и кто круче – «старые» или «новые» русские? Об этом узнали зрители нового спектакля в Иркутском драмтеатре. Премьера с загадочным названием «Халам-бунду» в постановке режиссера Геннадия Гущина по одноименной пьесе писателя, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова состоялась в ноябре.
– Сюжет этой комедийной истории необычен, – рассказал Геннадий Гущин. – В квартире профессора сравнительной мифологии неожиданно появляется бизнесмен и, прячась от киллеров, берет в заложники всю семью с соседями в придачу. Вынужденные терпеть друг друга на одном пространстве люди разного материального достатка, взглядов на жизнь и человеческого достоинства, сквозь смех и слезы учатся понимать друг друга.
Действие спектакля, жанр которого сами артисты назвали «русским сафари», разворачивается в стенах, оклеенных фотообоями с изображением экваториальных лесов, украшенных африканскими масками и портретом бравого казака с шашкой наголо, в котором театралы без труда узнают главного режиссера спектакля Геннадия Гущина. На заднем плане декораций – современный мегаполис с рекламными вывесками. Экзотическую атмосферу, созданную художником-постановщиком Александром Плинтом, усиливает этническая музыка композитора Марины Шмотовой, которая звучит как в записи, так и в исполнении масок-духов дома (Александр Армаш, Алексей Орлов (II), Константин Токарский), облаченных в костюмы некоего загадочного племени.
Сюжет пьесы полон динамизма и комичен до абсурда. При этом понятен всем, кто в сознательном возрасте пережил постперестроечное время. Поэтому вопросы: почему облаченный в малиновый пиджак бизнесмен Юрий Владимирцев (заслуженный артист РФ Степан Догадин) скрывается от киллеров, или зачем доценту Лидии Николаевне (заслуженная артистка Елена Мазуренко) собирать стеклотару, вряд ли возникнут у старшего поколения зрителей. При этом автор до предела усилил и столкнул на одной сцене представителей разных миров. Поэтому и завязка спектакля, когда телохранитель Болик (Антон Залетин), вломившись со своим боссом в чужой дом, пристегнул профессора Федора Тимофеевича Куропатова (заслуженный артист РФ Владимир Орехов) наручниками к стремянке всего лишь за то, что тот захотел «огреть» бизнесмена одним из своих фолиантов, как и другие события пьесы, доведена до абсурда. Однако в то жуткое, но нескучное время перемен в России были возможны и не такие столкновения, правда, заканчивались они часто более трагично. Но писателю Юрию Полякову удалось в своей пьесе избежать чернухи и в то же время создать узнаваемые и яркие образы героев, среди которых нет главных и второстепенных персонажей.
Тем и интересны образы, среди которых предводитель районного дворянства Сергей Артамонович Лукошкин (заслуженный артист РФ Николай Дубаков), зарабатывающий на жизнь троекратным поцелуем. И горе-кандидат наук Костя, сын профессора, посвятивший себя изучению грибов и запивший, когда его лабораторию продали под казино. Его жена-челночница Марина (Марина Елина, Виктория Инадворская), которая вынуждена торговать на рынке, а на самом деле мечтает петь. «Осколки прошлого» – профессор сравнительной мифологии, который весь спектакль сидит на стремянке, и его жена – преподаватель научного коммунизма. Их внучка – бухгалтер Лена (артистка Анна Дружинина), наделенная патологической честностью, и ее босс, наглый и беспринципный представитель нового мира Владимирцев.
Каждый из этих типичных представителей времени отстаивает собственное достоинство и право на существование. Иногда через конфликт, один из которых даже приводит к дуэли. Правда, заканчивается она не трагедией, а всеобщим плачем, ведь пистолет телохранителя оказался заряжен слезоточивым газом. В финале пришли киллеры с африканского континента (заслуженный артист РФ Евгений Солонинкин, Александр Дулов), чтобы покарать бизнесмена за убийство на сафари льва, в котором жил дух племени. В итоге, самый слабый с точки зрения реалий времени герой – профессор – спас самого сильного – бизнесмена. Причем именно благодаря своим глубоким познаниям в мифологии. И всех примиряет любовь, возникшая между Еленой и Владимирцевым. Кстати, именно физическое воплощение этого чувства на языке племени называется «халам-бунду».
«Эту пьесу я сочинил на рубеже веков, когда мы, смеясь и плача, прощались с нашим прошлым. Хотя что смешней и нелепей – старое или новое – еще вопрос. Я хотел написать сатирическую вещь про непримиримый конфликт «старых» и «новых» русских, а сочинил историю любви, которая соединяет несоединимое и дает силы обживать будущее, каким бы неуютным оно не было», – написал Юрий Поляков в обращении к иркутским зрителям.
И Геннадию Гущину вместе с актерами удалось создать оптимистичную историю о том, как любовь побеждает любые преграды, а жизнь продолжается даже в самых сложных реалиях, особенно когда люди могут посмеяться над собой.