Все грани творчества художника Николая Житкова
Говорят, что иркутский художник Николай Житков до последних дней был предан делу своей жизни и никогда не расставался с мольбертом. Он ушел в 2009-м, на 71-м году жизни, с тех пор галерея DiaS, в распоряжении которой находится большая коллекция работ автора, уже второй раз устраивает его персональную выставку. В нынешней экспозиции, которая приурочена к пятилетию со дня смерти художника, представлено более 60 работ, раскрывающих все грани творчества Николая Житкова.
На выставке можно увидеть картины разных периодов творчества: самые ранние – 1960-х годов, пейзажи Санкт-Петербурга, серию видов церквей старой Ладоги, самаркандские натюрморты, иркутские городские пейзажи и виды любимого им Байкала, который на многие годы захватил художника.
– Примерно в 1970-х годах Николай Житков подружился с учеными-лимнологами, и в совместных рабочих круизах он открыл для себя Байкал, – вспоминает искусствовед Тамара Драница. – Он поселился в одном из самых красивых байкальских распадков – Баранчик. Решенные в светлой серебристой тональности байкальские пейзажи лаконичны по набору природных элементов: вода, скалы, пустынные или покрытые растительностью берега, лента и тоннели Кругобайкалки. Здесь мы видим все – от пленэрных миниатюр до эпически трактованных байкальских марин.
Николая Житкова недаром называли певцом Байкала, ведь, кажется, он смог уловить самую суть красивейшего озера планеты.
– Художник изображал Байкал на стыке времен года, когда он становился поистине седым и грозным, – считает искусствовед Ирина Федчина. – Например, на его картине 1997 года «Байкал. Шторм» кисть мастера показала эмоции, разрывающие озеро, которое бурлит от гнева и свирепо бросает волны в борющееся со стихией суденышко. Наверное, так же зол был батюшка Байкал, когда убежала от него непослушная дочь Ангара.
Однако пейзажной живописью творчество художника не ограничивалось. Он писал ретроспективные полотна, посвященные судьбоносным для России вехам исторических трагедий: «1905 год», «1920 год», «1937», «Христос – народу». Создавал портреты известных ученых, спортсменов, писателей.
– Пейзажи, портреты, картины деревенской жизни, исторические аллегории Николая Житкова покоряют классически ясной простотой исполнения, сдержанной монохромностью колористической палитры, граненой четкостью линейно-ритмического рисунка и добротной, почти скрупулезно-академической выписанностью форм, – считает Тамара Драница. – Строгая традиционно живописная стилистика произведений, реалистический метод анализа и образной интерпретации, не мешали Николаю Житкову оставаться современным и востребованным живописцем.
При этом Николай Житков, бесспорно, был человеком и художником старой закалки. Еще во время войны он остался сиротой – отец погиб на фронте, мать вскоре умерла, поэтому он воспитывался в детдоме. Однако тяжелое детство не сломило его дух. Может быть, поэтому любовь к жизни и оптимизм есть почти в каждом его произведении.
Выставка Николая Житкова будет работать до 16 декабря.