15.12.2014 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
15.12.2014 07:15

Три спектакля, три судьбы

Иркутский музыкальный театр глазами московского зрителя

Увы, многие столичные жители пребывают в глубоком внутреннем убеждении, что за МКАД театральной жизни нет. И, возможно, они правы: сразу за кольцом – пожалуй, тихо. А вот если отъехать километров на… несколько тысяч, вот тут жизнь и начинается. В чем и убедилась московский журналист, посетив Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского.

Три спектакля за три дня, разные жанры и стили. «Сирано де Бержерак», романтическая музыкальная драма Владимира Баскина и Константина Рубинского по пьесе Эдмона Ростана в постановке Владимира Подгородинского. «Двенадцать стульев» – сатирический мюзикл Игоря Зубкова и Андрея Вулыха по авантюрному юмористическому роману Ильфа и Петрова в постановке Анны Фекеты. И, наконец, старенькая классическая советская оперетта «Севастопольский вальс» Константина Листова в постановке Ксении Торской. Удалось увидеть многих артистов не по одному разу и порадоваться разнообразию их амплуа.

Каждый из спектаклей раскручивался вокруг центральной оси – главного героя, очень точно выбранного постановщиками.

«Сирано де Бержерак» был первым и сразу удивил. Прежде всего, высоким музыкальным уровнем оркестра под управлением Михаила Тарасова и хора. Просты и функциональны декорации Ирины Долговой. Очень уместная видеопроекция уточняет место действия и компенсирует скромность световых решений. Это, конечно же, объясняется ограниченной световой техникой, имеющейся в арсенале театра, а вовсе не недостатком воображения художника по свету. А ее же костюмы – чрезвычайно эффектны, условно историчны и очень современны.

Центр спектакля – заглавный герой в исполнении Евгения Алешина, который демонстрирует в этой партии редкое и новое для российского театра владение техникой мюзиклового пения. Алешин очень чуток в ощущении жанра – он отлично понимает, что поет не оперетту, а именно мюзикл, что на практике означает психологизм и мотивированность, привнесенные в музыкальный театр из драмы. И даже чрезмерно преувеличенный нос, которому позавидовал бы сам Пиноккио, несколько мешающий зрителю адекватно воспринимать эту декадентско-поэтическую историю, не сбил артиста с правильного прочтения образа – одновременно привлекательного и вызывающего безмерное сочувствие. Партнеры Алешина – Андрей Данилов (Кристиан), Николай Мальцев (де Гиш), Владимир Попов (капитан) привносили в спектакль свои стилистические краски, порой уводя в некую опереточность. На это провоцировала и некоторая патетика, заложенная в музыке Баскина. И все же баланс не был нарушен, и мюзикл как жанр состоялся.

Совершенно другой характер и градус артисты театра обнаружили в мюзикле «Двенадцать стульев» – гротескном, ритмичном, состоящем из степа, чарльстона и рэг-тайма, с драйвом исполненными оркестром под управлением Евгения Зеленцова. И еще в этом спектакле обнаружился замечательный артист – харизматичный, невероятно пластичный, напрочь лишенный опереточных штампов и устаревших стандартов Егор Кириленко. Драматический актер по образованию Егор абсолютно адекватен жанру современного мюзикла, и его энергии хватает на все два с половиной часа блестящего существования на сцене в роли обаятельного и привлекательного авантюриста Остапа Бендера. Его партнер Владимир Яковлев (Воробьянинов) составляет Егору замечательную по контрасту темпераментов пару: импозантный «предводитель дворянства» одновременно смешон и трогателен. И то, что финал мюзикла не имеет кровавой развязки, придуманной Ильфом и Петровым, пожалуй, не вызывает протестов: говоря языком романа, гибель героя здесь неуместна.

И вот «Севастопольский вальс» с Гейратом Шабановым в роли Аверина – артист с красивейшим баритоном, осанкой героя-любовника и положительным обаянием. Словом, все, что нужно настоящему опереточному премьеру.

Маэстро Евгений Зеленцов отлично показал себя и в этой работе, демонстрируя иные (в сравнении с мюзиклом) грани своего музыкального вкуса: музыка Листова, полная ритмов вальса, польки, марша отбрасывает нас на полвека назад и заставляет по полной программе окунуться в героическое социалистическое ретро. Ни постановщики, ни артисты по этому поводу нисколько не иронизируют. Они на полном серьезе отрабатывают стандарт «советская патриотическая оперетта» и выигрывают на этом, казалось бы, странном для сегодняшнего дня поле огромное количество очков у публики. Зал принимает «Севастопольский вальс» восторженно, искренним смехом реагируя на довольно простые шутки и взволнованно воспринимая сцены геройских подвигов, сыгранных довольно плакатно и чересчур театрально. Но победителей не судят. Овация, которой публика приветствовала артистов на поклонах, говорила сама за себя: мы победили, враг посрамлен, а «Севастопольский вальс» вот уже 50 лет остается любимейшим и незабываемым шлягером на все времена.

Если в одном слове выразить ощущение от просмотренных спектаклей, то, пожалуй, это слово будет: творчество. Я побывала в живом театре, полном идей, планов и уважения к зрителю. В театре, в котором служат артисты и музыканты, жаждущие работать. Где постановочная часть героически справляется с задачами, которые часто бывают не под силу избалованным дорогой аппаратурой москвичам (в частности, это относится к звуковикам, которые порадовали пониманием, насколько важным делом они занимаются). И на самом деле ужасно интересно: что они там, у себя в театре, еще выдумают? И неважно, что далеко – всего шесть часов лету, и ты на месте.