19.12.2014 07:15
Рубрики
Культура
19.12.2014 07:15

Советская мототехника

Собрана в частном музее в Иркутске

В Иркутске открылся первый музей ретро-мотоциклов. Здесь можно увидеть 35 редких экземпляров, некоторые произведены в середине прошлого века. В будущем хозяин музея Владимир Астафьев планирует собрать всю линейку советской мототехники. Разместить ее есть где – в построенном здании еще свободен цокольный этаж.

– Мотоциклами начал увлекаться с 12 лет, – вспоминает частный коллекционер, предприниматель, владелец музея ретро-техники Владимир Астафьев. – Первым моим двухколесным другом стал ИЖ-49, принадлежащий отцу. Он, кстати, есть в этом музее. Как только сел за руль, понял, что мотоциклы – любовь на всю жизнь.

Но в силу жизненных обстоятельств (учеба, семья, бизнес) будущему коллекционеру пришлось на время отказаться от своего увлечения. Но несколько лет назад друзья подарили ему японский спортивный мотоцикл, и прошлые чувства вернулись – пересел на «железного» коня, став настоящим байкером.

– Лет пять назад приобрел несколько первых экспонатов советского производства, – рассказывает Владимир Астафьев. – Среди них Тула 1960 года, Минск 1953 года. Потом увлекся и начал собирать по объявлениям, по деревням старые мотоциклы, мопеды, мотороллеры. В основном в Иркутской области, но некоторые экземпляры заказывал и из других российских городов. Обычно покупаемая техника не на ходу – приходилось чинить. В Иркутске с этим проблем нет – достаточно хороших специалистов, которые, как и я, любят старые мотоциклы. Запчасти тоже, как оказалось, найти не проблема. Так что почти на всех наших экспонатах можно прокатиться. Несколько моделей просто еще не успели довести до ума.

Сам, конечно, Владимир ездит на современных японских мотоциклах, а музей ретро-мототехники – для души. Здесь собраны 35 моделей советского производства с более полувековой историей. Есть, например, белорусский Минск М-1А 1951 года синего цвета с белыми крыльями, очень популярный в нашей стране. Создан он на базе немецкого DKW RT-125. Рядом стоят другие модели Минска, более современные. Тут же находится легкий дорожный одноместный мотоцикл с двухтактным двигателем К-125, прототипом которого тоже являлся DKW.

Среди экспонатов выделяется армейский М-72 – советский тяжелый мотоцикл, который выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год и первоначально предназначался исключительно для военных нужд. Красуются в музее и другие нелегкие байки – Ява, Урал, Иж. Есть даже Тула ТМЗ-5.952 – мотоцикл повышенной проходимости.

Недалеко расположились разноцветные веселые мотороллеры – Вятка 1960 года, 40-летние Тулицы желтых, красных и синих оттенков, Тула Т-200, с которой, собственно, и началось серийное производство остальных советских маленьких мотоциклов. Кстати, вся техника в музее совершенно доступна – можно трогать, сидеть на ней, фотографироваться.

Для антуража на стеллажах музея выставлены советские самовары, фотоаппараты, каски, утюги, пылесосы, деревянные лыжи. В общем, весь тот хлам, который обычно присутствует в старых гаражах. Разве что выложен аккуратно. Для полного погружения в советскую атмосферу владелец коллекции периодически включает проигрыватель с виниловыми пластинками.

– В планах расширить музей, – делится Владимир Астафьев. – У меня осталось еще с десяток моделей, которые просто не вошли. Думаю, в будущем установим их в цокольном этаже, все равно пустует. Вообще хотелось бы представить всю линейку советской мототехники, к чему и буду стремиться.