14.01.2015 07:15
Рубрики
Закон
Теги
14.01.2015 07:15

Антикоррупционные учения

В муниципалитетах проведут специализированные семинары

Специалистов органов местного самоуправления и в первую очередь глав поселений нужно больше просвещать в правовом плане. Особенно это касается знания антикоррупционного законодательства. На недавних общественных слушаниях в Законодательном Собрании по теме борьбы с коррупцией говорилось о большом числе нарушений в этой сфере, которые выявляются в муниципалитетах как региональным правительством, так и прокуратурой.

Усовершенствование антикоррупционного законодательства и в целом профилактика коррупции могут быть эффективными только в формате единого правового поля. Пока же в этом процессе наблюдается некий дисбаланс.

С одной стороны, Законодательным Собранием региона проводится соответствующая планомерная работа. Например, в прошлом году был уточнен закон о порядке увольнения должностных лиц в связи с утратой доверия, установлена единая форма справки предоставления данных о расходах и доходах депутатов и государственных служащих, сейчас разрабатывается закон об основах общественного контроля в Иркутской области.

Учрежден в Прибайкалье и Уставной суд, который должен активно включиться в процесс противодействия коррупции, ведь этот институт будет давать оценки нормативно-правовым актам на предмет соответствия их федеральному законодательству.

Да и цифры говорят сами за себя. По данным управления юстиции Иркутской области, в 2014 году в нормативно-правовых актах, изданных органами власти региона, коррупционных факторов выявлено не было. А вот в муниципальных документах порядка гораздо меньше.

– За 10 месяцев 2014 года главным правовым управлением правительства региона была проведена экспертиза 417 муниципальных нормативно-правовых актов (МПА), из них в 57% выявлены коррупциогенные факторы. К тому же 186 документов еще и содержали положения, не соответствующие либо федеральному, либо областному законодательству. Чаще всего возникают проблемы с несвоевременным внесением положенных изменений в МПА. У нас даже были такие случаи, когда на экспертизу приходили акты, не учитывающие изменения федерального закона, принятые еще три года назад. Также выявляются такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, необоснованное возложение на граждан обязанностей при предоставлении каких-либо документов, либо неоправданное дублирование норм федерального и областного законодательства, – говорит начальник главного правового управления губернатора и правительства Иркутской области Анна Выштыкайлова.

Так, явно выходя за пределы своих полномочий, в некоторых муниципалитетах власти внесли в регламенты о предоставлении муниципальной услуги по признанию домов аварийными и непригодными к проживанию положения, где комиссиям позволяется проводить дополнительные исследования и испытания этих домов, а основания для этих процедур не указаны. Зато в списки разных бумаг, которые должны собрать граждане, чтобы жилье признали непригодным, добавлялась непонятая строка «и иные документы».

Подобные нарушения, в частности, фиксировали прокуроры в Балаганском и Куйтунском районах. По информации прокуратуры, проверка образовательных муниципальных учреждений также выявила немало нарушений коррупционного плана. Например, в Усть-Илимске в правилах приема детей в детские сады в числе льготников были указаны дети работников учреждения и дети сотрудников организаций, которые постоянно оказывают детсадам материальную поддержку, аналогичные факты устанавливались в Братском районе и Черемхово.

Более подробно о выявленных нарушениях рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Иркутской области Нина Поддубная. По предоставленным ею данным, пока подведенным по итогам девяти месяцев 2014 года, количество выявленных не соответствующих антикоррупционному законодательству правовых актов несколько снизилось (на 6%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 877, из них 658 были отменены после внесения прокуратурой протестов, еще 17 – по требованию суда. К дисциплинарной ответственности привлечены 545 должностных лиц, к административной – 61. Однако в целом ситуация на местах мало меняется.

– Анализ показывает, что неуклонно растет число нарушений. Власти на местах принимают для решения проблемы недостаточно мер. Нет системного подхода, нацеленности на результат. Так, нередко чиновники предоставляют недостоверные или неполные сведения о доходах. Есть случаи, когда главы муниципалитетов не предоставляли эти данные вообще. Нередко они «забывают» указать наличие авто или земельного участка, имеющихся в их собственности или принадлежащих их близким родственникам. Также выяснилось, что один глава поселения и вовсе имеет непогашенную судимость, – сообщила Нина Поддубная.

Она указала на серьезную проблему – глав муниципальных образований сложно привлечь к дисциплинарной ответственности, ведь не будут же они наказывать сами себя. Это мешает и разрешать так называемые конфликты интересов на муниципальном уровне. Таковые возникают, когда личная заинтересованность служащего может негативно повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Созданные в муниципалитетах комиссии по урегулированию этих конфликтов не способны адекватно реагировать в случае, когда под подозрение попадает глава муниципального образования, тоже, кстати, входящий в состав данной комиссии.

Получается, что поставить на место избранного чиновника некому. Если бы подобные функции могли осуществлять комиссии, созданные в органах власти более высокого уровня, то это могло бы изменить ситуацию. По мнению представителей надзорного ведомства, вопрос этот требует урегулирования на федеральном уровне, поэтому по данной проблеме была проинформирована Генеральная прокуратура РФ.

– У нас зачастую также отсутствует обратная связь с муниципальными образованиями, – подчеркивает Анна Выштыкайлова. – Те же заключения по результатам проведенной правовой экспертизы муниципальных правовых актов направляются в муниципалитеты, но дальнейшая их судьба нам не известна. Система проведения мониторинга дальнейшего контроля пока не налажена. Мы надеемся, что сейчас, когда с 1 января 2015 года в полном объеме будет реализована передача функций министерству юстиции Иркутской области, в том числе по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, по методическому обеспечению деятельности органов местного управления, порядка на местах станет больше. Будет способствовать этому и учрежденный с этого года Уставной суд.

Участники слушаний не раз упоминали, что проблема заключается не только в своекорыстии чиновников. Зачастую им просто не хватает знаний по вопросам права. Поэтому с нынешнего года решено усилить методическую работу в муниципалитетах.

– Предлагаю в муниципальных образованиях региона, совместно с управлением юстиции РФ в Иркутской области, с недавно созданным региональным министерством юстиции и прокуратурой в следующем году организовать семинары на местах. Они позволят органам местного самоуправления подтянуть уровень знаний антикоррупционного законодательства. Кроме того, мы будем также продолжать проведение таких семинаров на базе Законодательного Собрания и правительства Прибайкалья, – подвел итоги встречи председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области Борис Алексеев.

Справка


По данным за девять месяцев 2014 года, в Прибайкалье было выявлено более 6,3 тыс. нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выявлено 454 коррупционных преступления, рост составил 58%. Так, в системе государственного управления совершено 112 преступлений, в системе здравоохранения – 112, образования – 71. В основном речь идет о взятках, подделке документов, растрате и мошенничестве.