Аэропорт Иркутска станет логистическим центром
Совещание по развитию авиаузла провел губернатор Приангарья
В канун Нового года, 31 декабря, президент России Владимир Путин подписал указ «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области».
Согласно документу, 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» должно быть передано из федеральной собственности в областную. О том, как будет развиваться авиаузел в новых условиях, шла речь на совещании, которое провел губернатор Приангарья Сергей Ерощенко.
В указе президента говорится, что аэропорт передается области в целях привлечения регионом инвестиций на развитие воздушной гавани в рамках частно-государственного партнерства. При этом предполагается реконструкция и строительство объектов действующего аэропорта на сумму не менее 1,1 млрд рублей, возведение нового аэропортового комплекса (свыше 20 млрд рублей).
Результатом должно стать увеличение к 2020 году пассажиропотока до 3 млн человек и более. Напомним, сегодня он составляет 1,7 млн пассажиров в год.
Сергей Ерощенко подчеркнул, что выполнение этого указа – большая ответственность, и к работе нужно приступать немедленно.
– Президент поставил задачу по развитию инфраструктуры Иркутской области. Все, что необходимо, должно быть построено качественно, быстро и с бережным отношением к выделяемым средствам. С каждым годом аэропорт должен повышать капитализацию и пропускную способность. Наша цель – создать в Иркутске логистический центр города, области и востока России, – заявил глава региона.
Как отметил губернатор, планы по развитию иркутского авиационного узла предусматривают разворот взлетно-посадочной полосы на 33 градуса по отношению к существующей, строительство терминала, логистического хаба и безвизовой зоны.
В самое ближайшее время будут сформированы технические условия, после чего определятся партнеры и инвесторы. Предварительно намерения о сотрудничестве подтвердили Государственная корпорация «Ростехнологии» и ОАО «НК «Роснефть», также проведены переговоры с крупными корпорациями Кореи и Китая.
Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Константин Былинин на совещании представил отчет о работе предприятия в 2014 году. Так, выручка акционерного общества превысила 2,1 млрд рублей, а чистая прибыль – 350 млн рублей. С 2007 по 2014 год выручка возросла более чем в семь раз. Также в минувшем году предприятие завершило техническое перевооружение, на что было израсходовано порядка 27 млн рублей.
Константин Былинин сообщил, что на второй квартал 2015 года запланирована реконструкция привокзальной площади на сумму 120 млн рублей, выделяемых из бюджета города. Назрела необходимость и в реконструкции или строительстве нового здания международного аэропорта, обновлении помещения цеха бортпитания. Гендиректор предприятия напомнил, что международный аэровокзал был сдан в эксплуатацию в 1938 году, поэтому новый терминал просто необходим. Кроме того, по его словам, нужно снять ограничения по взлету над городом грузовых судов, которые были введены в 1997 году после падения военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Тогда порт потерял 50% грузовых перевозок и, соответственно, денежных средств. Уйти от полетов над городом можно будет при развороте взлетно-посадочной полосы на 33 градуса. Константин Былинин подчеркнул, что указ президента позволит превратить иркутский аэропорт в узловой хаб и центр развития всей области. Вопрос о переносе иркутского аэропорта на новую площадку был поднят еще в 1961 году. Рассматривалось несколько вариантов, но наиболее удачными были признаны четыре – Поздняково (возле Хомутово, 30 километров от Иркутска), падь Ключевая под Ангарском, поле в десяти километрах от Усть-Орды и военный аэродром «Белая».
И хотя после авиакатастрофы, произошедшей 3 января 1994 года в районе поселка Мамоны и унесшей 124 жизни, вопрос строительства нового аэропорта считался практически решенным, ни одна из площадок так и не была согласована. В итоге, в Иркутске решились лишь вопросы по удлинению существующей взлетно-посадочной полосы на 400 метров в сторону города и на 400 метров в сторону Байкала. Сейчас согласование Минобороны по развороту взлетно-посадочной полосы на 33 градуса к существующей получено.
Вариант разворота был подготовлен Хабаровским проектным институтом «Дальаэропроект» еще в 2001 году. Согласно ему, ВПП-2, длиной четыре километра 200 метров, начинается между Пивоварихой и поселком Дзержинск и заканчивается недалеко от Новолисихи. Проект предполагает перенос мемориала жертв политических репрессий и, по данным 2001 года, около двухсот дворов в населенных пунктов Новолисиха, Пивовариха и Дзержинск.
На совещании было отмечено, что проект серьезно устарел и требует актуализации. Тем не менее речь о переносе массового захоронения жертв политических репрессий 1937–1939 годов все-таки идет. Мемориал расположен восточнее поселка Пивовариха, на территории так называемой Дачи Лунного короля. В этом месте захоронено 8–10 тыс. человек. Центральная часть мемориала представляет собой две гранитные глыбы, символизирующие сломанные судьбы, с надписью: «Помни, Родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия». Рядом установлен трехметровый православный крест. Также там находится Стена Скорби с именами жертв репрессий.
По вопросу переноса памятника местного значения должны быть проведены общественные слушания.
Разворот полосы потребует и строительства дополнительных съездов к Байкальскому тракту. Сергей Ерощенко обратил внимание на важность корреляции двух проектов – по развороту полосы и по реконструкции дороги Иркутск – Листвянка. Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков сообщил, что проект реконструкции Байкальского тракта выполнен ОАО «Иркутскгипродорнии». Модернизация коснется участка от автомобильного кольца возле плотины ГЭС до поворота к поселку Молодежный. Слева от основной магистрали предусмотрена вторая полоса движения. Работы будет выполнять Дорожная служба Иркутской области. В течение недели подготовят график, контроль которого предполагается осуществлять в ежедневном режиме. Срок завершения реконструкции – 30 октября 2015 года. Объем вложений – 1,5 млрд рублей. По словам Николая Слободчикова, модернизация Байкальского тракта необходима, в том числе и для развития полуострова Чертугеевский, где планируется реализация проекта «Смарт-сити».
Сергей Ерощенко дал поручение приступить к формированию плана совместных мероприятий правительства Иркутской области и ОАО «Международный аэропорт Иркутск» по развитию авиаузла, и рассмотреть, в частности, предложения по обновлению состава совета директоров предприятия. В него должны войти представители правительства региона, городской думы, аэропорта. Ответственным исполнителем всех поставленных задач губернатор назначил министерство экономического развития Иркутской области.