Заказники заказывали?
В охраняемых природных территориях велась промышленная вырубка леса
В новой рубрике «охраняемая территория» речь пойдет об уникальных природных уголках Иркутской области – заповедных зонах, заказниках, памятниках природы. Мы постараемся не только рассказать об их особенностях, но также обозначить проблемы охраны этих мест и в силу своих возможностей поспособствовать их решению. Работая над первым материалом рубрики, корреспондент «Областной» Юлия Мамонтова разбиралась в непростой ситуации, сложившейся вокруг природных заказников регионального значения.
В последние годы в особо охраняемых природных территориях регионального значения сложилась парадоксальная ситуация. В заказниках, специально созданных для сохранения экосистем, арендаторы вели добычу деловой древесины, тем самым «вырубая» под корень идею существования этих таежных анклавов. Делать это позволял лесохозяйственный регламент регионального агентства лесного хозяйства. После обращения прокуратуры региона в областной суд, последний принял решение, что такая практика противоречит законодательству, и теперь агентство должно устранить выявленные нарушения.
Но в Прибайкалье есть одна территория, в недалеком прошлом особо охраняемая, которая в 2008 году вдруг перестала быть таковой. Это действовавший с середины восьмидесятых годов прошлого века заказник «Озерный» в Нижнеилимском районе. Там сейчас активно заготавливается лес и параллельно резко снижается численность диких животных. Местные жители и власти муниципалитета просят вернуть «Озерному» охранный статус, но пока это сделать не удается.
Порядок в заказниках начали наводить в 2012 году
Иркутская область богата во многих отношениях, в том числе и своими уникальными природными комплексами, разнообразием животного и растительного мира. Только птиц в Прибайкалье обитает 402 вида. Но и антропогенная нагрузка на окружающую среду оказывается немалая. Еще в советские годы в разных районах у нас было создано 11 заказников регионального значения. Предназначены они для сохранения ценных природных уголков в нетронутом состоянии, для поддержания экологического баланса.
Однако история их оказалась непростой. На рубеже тысячелетий особо охраняемые природные территории (ООПТ) практически не охранялись, финансирование на эти цели не предусматривалось, и только с созданием специально уполномоченного органа работа возобновилась. С 2012 года инвентаризацию в региональных заказниках проводит Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области с привлечением специалистов из научных организаций.
– Во время научных изысканий только подтверждается ценность этих природных комплексов. Выявляются места обитания исчезающих видов животных и растений. Территории ООПТ также являются местом концентрации ценных в хозяйственном отношении объектов охоты. Например, в заказник «Иркутный» зимой приходят кормиться с других территорий дикие кабаны. В «Залумайском» и «Кирейском» заказниках не просто обитают бобры, но и расселяются на другие территории. Водные объекты многих заказников являются местами отдыха птиц во время ежегодных миграций. Мы даже обнаруживаем виды, об обитании которых в Иркутской области ранее и не предполагали. Так, в реке Зима обнаружен подвид хариуса, популяция которого отмечалась только в верховьях Енисея, – начальник отдела службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Александр Кондратов показывает на карте области, где расположены ООПТ.
Сейчас их в Прибайкалье уже 12. В 2014 году постановлением губернатора в Казачинско-Ленском районе был образован новый государственный заказник областного значения «Лебединые озера» (Окунайский). Это большая победа научного сообщества и экологов, ведь там, в долине реки Окунайки, проживает множество редких видов, в том числе лебедь-кликун, скопа или орел-рыболов, орлан, орел-карлик. Правда, оберегать местную флору и фауну не так просто.
– 11 заказников площадью чуть более 500 тыс. гектаров у нас охраняют 27 человек, а 213 тыс. гектаров заказника «Лебединые озера» – всего два егеря. Конечно, штатная численность для охраны таких территорий недостаточна. При этом нужно дежурить на кордонах, в период пожароопасной обстановки надо патрулировать леса, вести учет диких животных, – отмечает собеседник.
Одна рука лес охраняет, другая – рубит
Проблемы егерям добавляют не только браконьеры, но и лесорубы, причем вполне легальные. Как выяснилось, на территориях, где в нетронутых лесах должны были сохраняться редкие растения и животные, шла промышленная заготовка древесины.
В 2014 году такие факты, в частности, выявила Западно-Байкальская природоохранная прокуратура во время проверки заказника «Кадинский», расположенного в Братском и Куйтунском районах. Оказалось, что в таблице лесохозяйственного регламента лесничества, утвержденного агентством лесного хозяйства Иркутской области, участки на более 50 лесных кварталов, которые расположены в пределах особо охраняемой природной территории, отнесены к категории не защитных, а эксплуатационных лесов, где разрешается промышленная заготовка древесины. На этих основаниях и были заключены договоры с арендаторами.
Западно-Байкальский межрайонный прокурор внес в адрес агентства протест, оспаривая использование заказника для коммерческой заготовки древесины, поскольку это является нарушением лесного законодательства. В результате разбирательства прокурору области пришлось обратиться в облсуд с заявлением, где также оспаривались отдельные положения лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества. В нем прокурор указал на противоречие документа действующему федеральному природоохранному законодательству.
– Суд полностью поддержал позицию прокурора. Решением Иркутского областного суда та часть лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, в которой ряд участков был отнесен к категории эксплуатационных лесов, признана недействующей. Мы уверены, что если принято решение о создании региональных заказников, то в действиях властей должна быть последовательная позиция. Нельзя одновременно создавать особо охраняемые природные территории и в то же время разрешать вести там хозяйственную деятельность. После вступления решения суда в законную силу договоры аренды с предприятиями, вырубающими лес на территории природного заказника «Кадинский», должны быть расторгнуты, а хозяйственная деятельность по заготовке там древесины должна быть прекращена. Если аналогичные нарушения не будут устранены в других заказниках, прокуратура будет защищать их в суде, – комментирует Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин.
Жители Нижнеилимского района настаивают на сохранении заказника «Озерный»
Много вопросов вызывают перспективы еще одной уникальной природной территории, известной ранее как заказник «Озерный». В Нижнеилимском районе эта ООПТ действовала с середины восьмидесятых годов прошлого века. Но в 2008 году после объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью вышло постановление № 67-п, где в связи с образованием нового субъекта федерации «Озерный» из принятого ранее постановления главы региона «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» исключался. Позднее различные ведомства и министерства то подтверждали, то отрицали факт действия данного заказника. А туда тем временем зашли арендаторы.
– На территории активно вырубается лес, так как она осталась фактически без охраны. В «Озерном» была популяция косули. Сейчас в связи со снижением численности этого вида лимит на добычу не выделяется. Также там обитал дикий северный олень, численность которого теперь снизилась до критического, – сетует охотовед из Нижнеилимского района Константин Дмитриев.
Все же специалисты говорят, что ценность этой территории еще не утрачена. Хотя хозяйственная деятельность вкупе с лесными пожарами наносят ей серьезный ущерб. Местные жители неоднократно обращались в разные властные структуры, но получали невразумительные ответы по поводу проблемы «Озерного». Да и власти муниципалитета, которые выступают за сохранение заказника, не могут добиться, чтобы в районе продолжала действовать особо охраняемая природная территория.
– Без каких-то разъяснений, одним росчерком пера «Озерный» исключили из списка заказников. А ведь там обитало столько зверей! – продолжает тему председатель думы Нижнеилимского района Сергей Жирнов. – Через эти места проходили миграционные пути копытных животных. Зимой, когда на севере в тайге выпадало много снега, они приходили на территорию заказника, где им было легче прокормиться, весной животные давали приплод и летом снова мигрировали на север. Несколько лет мы уже бьемся над этой проблемой, пишем во все инстанции, а толку нет.
Сейчас у народных избранников есть надежда на то, что решить проблему поможет Братский природоохранный прокурор. На ближайшем заседании думы они намерены внести в устав муниципального образования изменения, чтобы наделить его правом законотворческой инициативы в этом муниципалитете. Активисты Нижнеилимского района намерены пойти дальше и направить обращение по поводу «Озерного» Генеральному прокурору РФ.
В Зиминском районе будут спасать орлов-могильников
Лесорубы наносят вред еще одному ценному участку природного ландшафта, расположенному в Зиминском районе. Там вблизи деревень Кимильтей и Норы пока сохраняются уникальные лесные и лесостепные участки, где живут птицы, занесенные в Красную книгу.
– Это черные аисты, сапсаны, балобаны, а также такой редкий вид, как орел-могильник. Несмотря на неблагозвучное название, это очень красивая птица. Численность их сокращается. Орлы-могильники из года в год гнездятся на одних и тех же деревьях, а лесорубы спиливают деревья вместе с гнездами. Эти орлы весной делают кладки рано, и когда люди их беспокоят, то орлы слетают с гнезда. А для гибели зародышей достаточно 20–30 минут, – поясняет Александр Кондратов.
Недавно вместе с коллегами он вернулся из Зиминского района, где проходили общественные слушания по теме воссоздания там заказника «Кимильтейский», который до середины девяностых годов существовал в статусе муниципального, но потом из-за реорганизаций различных ведомств потерял свой статус. В прошлом году в окрестностях Нор и Кимильтея проводили научные изыскания ученые и студенты биолого-почвенного факультета ИГУ, а также НИИ биологии и Института географии СО РАН и узнали, что кроме птиц, в долине реки Кимильтей сохранились редкие виды лишайников, грибов и растений, например нетипичная для этих мест лиана – луносемянник даурский.
– Традиционный вид хозяйствования в этих местах сохранится в любом случае – это выпас скота и сенокосы. В невысокой траве, на лугах, которые не заболачиваются, благополучно существует популяция сусликов – основная кормовая база хищных птиц. Такой получается удачный симбиоз. Поэтому местные жители ничего не теряют при организации природного заказника, только приобретают, – считает декан биолого-почвенного факультета ИГУ Аркадий Матвеев.
Жители Зиминского района, принявшие участие в общественных слушаниях, проект создания Кимильтейского заказника одобрили. После того как будет проведена его государственная экспертиза, проект направят губернатору Иркутской области.
Пока в Сибирском федеральном округе по числу природных заказников регионального значения Прибайкалье занимает предпоследнее место. Но в службе по охране животного мира говорят, что есть необходимость последовательно увеличивать количество особо охраняемых природных территорий. В планах – создание не только Кимильтейского, но и Верхнеудинского, Верхнее-Чиканского заказников. На это потребуются средства, а главное – искреннее желание людей сберечь сокращающиеся с каждым годом уголки нетронутой природы для своих же потомков.