26.01.2015 07:15
Рубрики
Культура
26.01.2015 07:15

Теплые «Узелки на память»

Удивительный мир детства создала из войлока московский художник Ирина Андреева. Ее новая выставка «Узелки на память», которая открылась 22 января в музейной студии Иркутского краеведческого музея, предлагает зрителям совершить путешествие к бабушке в деревню. Прошлая выставка «Теплый день», где Ирина Андреева воссоздала мир и быт своего городского детства вызвала огромный отклик у иркутян.

– Один московский искусствовед сказала мне, что войлок будто специально создан для того, чтобы хранить память, и это действительно идеальный материал для воссоздания воспоминаний, возможно, поэтому я не рассказываю с его помощью о своих фантазиях или будущем, – отметила Ирина Андреева. – Кроме того, этот материал как будто способен вытягивать из глубин подсознания твои воспоминания. Я считала, что мало помню свое детство, но стоило мне начать работать, одно цеплялось за другое, и я просто не могла остановиться.   

Скульптуры Ирины Андреевой впечатляют буквально с порога, тем, что каждый предмет и персонаж, выполненный в трудоемкой технике мокрого валяния, будь то велосипед, кровать или забор, созданы почти в натуральную величину. Кода же начинаешь приглядываться к деталям – бабушкиному платку или очкам, забытым на столе, бидону, луковицам в стакане, выполненным с почти этнографической достоверностью, влюбляешься в творчество художника окончательно. Причем благодаря масштабу это именно своеобразное вхождение в  теплый мир, полный воспоминаний и узнаваний, а не взгляд со стороны на экспонаты. Путешествуя по выставке, мы видим в одном углу  русскую печку,  в другом – умывальник, возле которого на табурете стоит  войлочная девочка – главная героиня выставки.

– В этих воспоминаниях, в каком-то смысле, исток нашего мира, и не так важно, что я в своих работах воскресила село моей бабушки на территории Удмуртии, многие посетители в разных уголках страны уверенны, что я воссоздала именно их деревню, – отметила Ирина Андреева. – Символика этих предметов настолько универсальна, что они могут, как отмычки, открывать воспоминания разных людей. Ведь многие из нас выросли в деревенских домах, из окон которых были видны кусты смородины, а в избе была печь и горячие шаньги, отражающиеся в старом самоваре. Стоит только начать вспоминать, и кроме визуальных образов воскреснут запахи и эмоции.

Наверное, именно из-за этой способности воскрешать память и вызывать глубокий эмоциональный отклик работы Ирины Андреевой часто сравнивают с застывшими кинокадрами, а саму ее по праву считают основателем жанра «валяной скульптуры» в России. Произведения мастера находятся в музейных и частных коллекциях нашей страны и зарубежья, а сама она является постоянным участником и победителем международных фестивалей и выставок авторских кукол и имеет множество наград, одна из которых – «За вклад в отечественную культуру». Однако создание таких масштабных жанровых композиций дается нелегко. На выставке можно увидеть фотографии, приоткрывающие таинство создания произведений из войлока, на некоторых из них  видны руки с кровавыми мозолями от работы.

– Многие мои коллеги советуют мне использовать перчатки, шлиф машинки и другие приспособления, чтобы облегчить процесс валяния, но я не могу, потому что в таком случае не чувствую материал, – признается Ирина Андреева. – Мне кажется, что войлок через мои руки вбирает в себя мои чувства и эмоции, именно поэтому я никогда не работаю, если у меня плохое настроение или кто-то меня обидел, ведь моя задача не просто создать некие скульптуры, а передать через них зрителям частичку тепла и любви. А руки за ночь заживают и можно снова работать.

Возможно, именно благодаря такой установке произведения художника несут огромный позитивный настрой. Особенно умиляют на этой выставке бытовые деревенские подробности: оцинкованные ведра, бельевая веревка с висящими на ней носками, рубахой и пододеяльником, цветы на подоконнике. А выполненные с документальной достоверностью старинные фотографии поражают своей искусностью. 

– Создавая войлочные фотографии, мне пришлось работать шерстью как карандашным штрихом, – рассказала Ирина Андреева. – Признаться, я делала это впервые, и было не просто, но получилось удивительно похоже. Например, моя мама узнала на этих фотографиях не только бабушку, дедушку и себя, но и наших родственников на групповых портретах.

Окунуться в мир деревенских воспоминаний и вместе с маленькой героиней рассмотреть мир сквозь войлочные окна можно будет до 29 марта.