Драматические игры художника Александра Шпирко
«Эстет, философ, лирик» – вспоминают его искусствоведы, коллеги, родные и друзья. В отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева открылась выставка «Александр Шпирко. Живопись. Графика. Сценография». Она посвящена 60-летнему юбилею художника и организована в рамках проекта «Семейный альбом. С Иркутском связанные судьбы» при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области. Ведь несмотря на ранний уход из жизни – художника не стало 16 лет назад – он сумел навсегда вписать свое имя в историю изобразительного и театрального искусства Приангарья.
– Живописно-графические и сценические формы искусства Александра Шпирко имеют свое неповторимое лицо, – считает искусствовед Тамара Драница. – Живописные полотна напоминают красочные, крепко спаянные с фоном контррельефы. В графике белый фон, символизирующий пространственно-временную бесконечность, становится своеобразной психологической средой обитания персонажей. Его театральное пространство, лаконичное и предельно выразительное, можно назвать магическим.
Александр Шпирко родился в Иркутске в семье художников Евгения Шпирко и Раисы Бардиной в 1955 году. С 1970 по 1974 годы учился в Иркутском училище искусств на декоративном отделении. С 1976 года сотрудничал с Восточно-Сибирским книжным издательством, где оформил более 50 книг, среди которых произведения Александра Вампилова, Юрия Олеши, Федора Достоевского, Жюля Верна, О”Генри, Ивана Бунина, Льва Толстого, Евгения Евтушенко, Юрия Левитанского, Виталия Диксона. Многие из них можно увидеть на выставке, где представлены живописные и графические произведения из личной коллекции семьи Шпирко. Кстати, за иллюстрации к книге «Воскресенье» художник был удостоен бронзовой медали ВДНХ на Всесоюзной выставке, посвященной 150-летию Льва Толстого. Александр Шпирко также занимался педагогической деятельностью – семь лет он преподавал живопись, композицию, основы полиграфии в Иркутском училище искусств.
– Когда мы были молодыми искусствоведами, нас посылали писать статьи о мэтрах, а такие художники, как Корнев, Мошкин, Десяткин и Шпирко были практически моими ровесниками и считались пока недостойными нашего внимания, – вспоминает Тамара Драница. – Но они делали роскошные молодежные выставки, в которые вкладывали весь свой талант и изобретательность. Думаю, их новаторству могут позавидовать многие современные молодые авторы. Александр Шпирко был особенно открытым и интеллектуальным. Его мастерская напоминала библиотеку и фонотеку, заставленную старинными книжными стеллажами и редкими пластинками.
Многие иркутяне знают Александра Шпирко еще и как самобытного и неординарного театрального художника. Он буквально прославился своей сценографией к спектаклям известного иркутского режиссера Вячеслава Кокорина «Хорошее убийство», «Веселись, негритянка!», «Каштанка», «Самое главное», «Звезда адмирала». Эскизы мастера к этим постановкам также представлены на выставке.
– За 50 лет моего наблюдения за иркутским театром могу сказать, что сценография Александра Шпирко – лучшая в нашем городе, – считает театральный критик Сергей Захарян. – На мой взгляд, художник-сценограф – это еще более редкий талант, чем живописец и график, ведь нужно иметь совершенно особое понимание пространства и тонко чувствовать природу театра. В содружестве с Вячеславом Кокорином они поставили целый ряд блестящих спектаклей. И могу сказать, что сценография Шпирко усиливала, а иногда даже определяла работу режиссера. Бесспорный шедевр их совместного творчества, который прозвучал на всю страну – спектакль «Каштанка». Шпирко во многом подсказал Кокорину бесконечные возможности для создания совершенно особого образного решения постановки. Недаром, уже покинув Иркутск, режиссер ставил этот спектакль во многих городах и даже получил за него «Золотую маску». Когда Кокорин уехал из Иркутска, Шпирко словно осиротел, в те дни, когда я встречал его, он был похож на ребенка, потерявшегося в огромном супермаркете. Думаю, это обстоятельство сыграло свою роль в его трагическом уходе из жизни.
Жизнь художника оборвалась внезапно и трагически в январские дни 1999 года.
– Работы Александра Шпирко – это игры в высоком смысле этого слова, – считает Тамара Драница. – Ведь даже в его натюрмортах «разыгрываются» целые драмы предметов, а все его искусство сценографично. Художника в некотором смысле даже можно назвать провидцем, который в собственных работах как бы срежиссировал свою жизнь и смерть. Чего стоит только одна картина «Похороны комедианта», созданная, когда он был еще студентом. Или «Последний натюрморт с обрубленными ветками».
Эти и другие работы Александра Шпирко можно увидеть в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева. Выставка продлится до 15 февраля.