Губернатор провел урок в православной гимназии
Он был посвящен святителю Иннокентию Вениаминову
26 января в восемь утра в храме Иркутской православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как обычно, началась служба, после которой директор гимназии и настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа священник Александр Беломестных представил ученицам гостей – губернатора Приангарья Сергея Ерощенко, членов правительства региона, председателя думы Иркутска Дмитрия Бердникова.
У такой представительной делегации поводов посетить гимназию было несколько, но главный – познакомить учениц с жизнью и деятельностью Святителя Иннокентия (Вениаминова) – величайшего миссионера Русской православной церкви, апостола Америки и Сибири, митрополита Московского и Коломенского, исследователя, ученого-этнографа, лингвиста.
Напомним, что в рамках встречи президента России с губернатором Приангарья Владимир Путин поддержал национальный проект «Путь святителя Иннокентия», стартовавший в Иркутской области в 2014 году. Проект приурочен к 220-летию со дня рождения Иннокентия Вениаминова и 40-летию его канонизации, которые будут отмечаться в 2017 году. Участие в нем принимают 10 субъектов Российской Федерации: Иркутская, Московская, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Камчатский, Забайкальский и Хабаровский края, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия).
Урок, который Сергей Ерощенко провел в Иркутской православной гимназии, – тоже часть проекта. Вслед за губернатором с лекциями в школах выступят мэры городов и районов Приангарья.
Войдя в класс и поприветствовав учениц, Сергей Владимирович отметил, что в свое время преподавал физику. Но на этот раз ему предстояло выполнить сугубо гуманитарную миссию.
– Давайте поговорим о нашей родной Иркутской области, богатой замечательными людьми, и вспомним нашего великого земляка Иннокентия Вениаминова, – предложил губернатор.
Сергей Ерощенко рассказал, как родившийся в 1797 году в селе Анга Иркутской губернии Ваня Попов стал митрополитом Московским и Коломенским. Мальчик рано лишился отца и воспитывался в доме дяди, который был диаконом. Уже в шесть лет маленький Иван вел службы вместе со священником Ангинской церкви. А в девять лет отправился учиться в Иркутск, в духовную семинарию. Там мальчик достиг таких успехов, что ректор семинарии решил присвоить ему фамилию Вениаминов, в память о епископе Иркутском и Нерчинском Вениамине (Багрянском). За год до окончания семинарии Иван получил сан диакона и начал служить в Благовещенской церкви Иркутска, а завершив обучение, стал там священником. В 1822 году Святейший Синод вынес решение о направлении Вениаминова на Алеутские острова, куда священнослужитель-миссионер добирался более года.
Губернатор показал четвероклассницам на карте путь, который пришлось проделать нашему великому земляку, и рассказал, как святитель просвещал народы Алеутских островов, обучал их различным ремеслам, и сам при этом освоил шесть наречий местных племен. На острове Уналашка вместе с аборигенами он построил храм Вознесения Господня.
Также миссионер составил алфавит алеутско-лисьевского языка, перевел Евангелие от Матфея, катехизис и наиболее употребительные молитвы, написал на алеутском языке краткий курс православной догматики и нравственности, организовал несколько училищ, построил больницу и сиротский дом.
Во время 14-летнего пребывания в Русской Америке миссионер изучал культуру и обычаи местного населения, климат, флору и фауну, написал ряд научных трудов в области этнографии, географии, лингвистики, и, в результате, был избран почетным членом Русского географического общества и Московского императорского университета.
В 1840 году Вениаминов принял монашество с именем Иннокентий (в честь святителя Иннокентия Иркутского). Вскоре его назначили архипастырем Камчатско-Курильской и Алеутской епархии с центром в Новоархангельске, а спустя еще десять лет возвели в сан архиепископа.
Миссионер был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении коренных народов.
Благодаря его поддержке и участию16 мая 1858 года между Россией и Китаем был заключен Айгунский договор, согласно которому левый берег Амура стал собственностью России.
Спустя еще десять лет, в 1868 году, Иннокентий Вениаминов стал митрополитом Московским и Коломенским.
В 1977 году решением Священного Синода наш земляк был причислен к лику святых Русской православной церкви.
Сергей Ерощенко отметил, что впервые узнал о святителе в 1992 году, когда побывал на Аляске. Там Иннокентия Вениаминова высоко почитают, в Иркутской же области до недавнего времени паломники могли посетить лишь дом в селе Анга Качугского района, где великий миссионер провел детские годы.
Сейчас в этом селе создается культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия. Дом Вениаминова отреставрирован, в нем размещены экспозиции Иркутского областного краеведческого музея и этнографического комплекса «Тальцы». Достраивается храм, проектируется дом для паломников.
Губернатор пообещал показать ученицам гимназии просветительский центр в селе Анга и предложил не стесняться задавать вопросы.
Девочка Настя тут же поинтересовалась, есть ли в Иркутске памятник святителю Иннокентию.
– Бабру есть, Колчаку есть, хотя фигура спорная, а вот Иннокентию Вениаминову нет, и это, конечно, неправильно, – отметил Сергей Ерощенко.
Глава региона предложил председателю думы Иркутска Дмитрию Бердникову вместе с депутатами рассмотреть этот вопрос. Подходящее для размещения памятника место есть – на пересечении улиц Чкалова и Степана Разина, где сейчас расположен въездной знак «Кировский район».
Также губернатор предложил депутатам гордумы совместно с администрацией найти недостающие средства в размере 5 млн рублей для поддержки православной гимназии. Из регионального бюджета выделяются деньги на содержание этого учреждения по нормативу, но в силу особенностей учебного заведения и расширенной программы обучения, необходимо дополнительное финансирование.
В завершение урока ученицы подарили главе Приангарья картину из бисера. Сергей Ерощенко передал директору гимназии сертификат на приобретение интерактивной доски.