09.02.2015 07:15
Теги
09.02.2015 07:15

О космической погоде расскажет большой оптический телескоп

В 2015 году начнется строительство первых объектов в рамках мегапроекта по созданию национального гелиогеофизического центра. Непосредственное участие в нем примет иркутский Институт солнечно-земной физики СО РАН. Именно на его базе будет построен Центр управления. Финансирование первого этапа проекта до 2017 года составит 7 млрд рублей.

Как рассказал на пресс-конференции председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков, в конце прошлого года вышло постановление правительства РФ о финансировании первого этапа мегапроекта по созданию национального гелиогеофизического центра, разработка которого является достижением иркутского Института солнечно-земной физики (ИСЗФ) СО РАН. Финансирование проекта открыто, и в 2015 году начнется сооружение уникальных установок, не имеющих аналогов в мировой практике.

Председатель совета научной молодежи ИСЗФ СО РАН Сергей Анфиногентов рассказал о проекте подробнее. На первом этапе до 2017 года планируется построить радиогелиограф, состоящий из 1 тыс. антенн. Располагаться он будет в Тункинской долине, у села Бадары. Оборудование позволит наблюдать за Солнцем на всех частотах. В течение двух лет также предполагается установить комплекс оптических инструментов (в той же местности, у села Торы), которые будут отслеживать ситуацию в верхних слоях атмосферы, и комплекс радаров на базе Байкальской обсерватории в Листвянке для наблюдений за процессами в околоземном пространстве. Финансирование первого этапа составит 7 млрд рублей.

– В настоящее время наблюдение ведется лишь в нескольких диапазонах, – добавил Сергей Анфиногентов. – После ввода в эксплуатацию этих комплексов «зрение» ученых будет отличаться от нынешнего примерно так же, как зрение обычного человека отличается от дальтоника.

Но самый главный объект проекта – это большой оптический телескоп. Диаметр зеркала составит не менее трех метров. Его изготовление займет много времени, поскольку только на охлаждение потребуется около года. Оборудование появится на территории Саянской солнечной обсерватории (поселок Монды). С помощью телескопа можно будет наблюдать за процессами как на Солнце, так и вокруг него. До 2017 года планируется пока только разработка проектно-сметной документации. Непосредственное строительство оборудования войдет во второй этап проекта, который оценивается порядка 10 млрд рублей.

По словам Сергея Анфиногентова, основной задачей национального гелиогеофизического центра является прогнозирование состояния Солнца, изучение взаимодействия солнечного излучения и земной атмосферы. Результаты мониторинга будут полезны при реализации проектов, связанных с космическими полетами, с работой спутников, связи и навигации. Кстати, Центр управления, куда будет стекаться вся информация, разместится на базе ИСЗФ СО РАН.

Игорь Бычков также рассказал о других немаловажных проектах, которые реализуются в научных институтах СО РАН. Например, в Институте химии им. А. Е. Фаворского СО РАН в 2014 году была открыта уникальная реакция, которая позволит создавать новые формы лекарственных препаратов, в частности, для лечения раковых опухолей. Однако для воплощения в жизнь этого проекта потребуется 10–12 лет.

В Институте систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН в прошлом году проводилась большая работа по вопросам энергообеспечения Иркутской области. Так, научные сотрудники проанализировали ситуацию ограниченной подачи электроэнергии в регионе, в том числе работу промышленных предприятий в таких условиях.

В целом Игорь Бычков считает прошлый год вполне продуктивным для научного сообщества, несмотря на реформу, стартовавшую в конце 2013 года.

Всего на академическую науку в прошлом году в стране было запланировано 91 млрд рублей, по факту же получено 104 млрд. На 2015 год в федеральном бюджете заложено 92 млрд рублей.

– Есть заверения руководства ФАНО, что в случае улучшения экономической ситуации финансирование академической науки будет увеличено, – заявил Игорь Бычков. – Отмечу, что в прошлом году, несмотря на переход институтов в новую структуру, ни одно исследование, ни одно из направлений не было закрыто. Руководители научных учреждений сделали все, чтобы пройти 2014 год с минимальными потерями. И им это удалось.