11.02.2015 07:15
Рубрики
Закон
Теги
11.02.2015 07:15

На страже конкуренции

Иркутское управление ФАС подвело итоги 2014 года

Общая сумма штрафов, наложенных на нарушителей антимонопольного законодательства в регионе в минувшем году, превышает 36 млн рублей. Эту цифру назвала журналистам руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина.

Между тем, отметила она, ФАС предпочитает штрафам мирное урегулирование конфликтов, когда заявитель и ответчик находят взаимопонимание. Эта миротворческая практика привела к тому, что из 372 поступивших заявлений лишь по 57 возбуждены дела.

– Я считаю, это хорошо. Во-первых, предотвращается ущерб заявителя, а во-вторых, нарушитель, признавший свою вину и отказавшийся от неправомерных действий, освобождается от административной ответственности. А в нашей сфере она достаточно сурова и грозит потерей десятков тысяч рублей.

Из всего числа возбужденных дел 17 приходится на долю хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Большая их часть – естественные монополии.

– К нам поступило письмо от гражданина Ахметова, который жаловался на «Облкоммунэнерго», которое, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке энергоснабжения, отказывается подключить три крупных садоводства в Ангарском районе к электрической линии. Под нашим нажимом такое подключение было произведено. Тем самым мы защитили не одного Ахметова, но и десятки других людей.

Весьма активно пресекает антимонопольная служба и случаи недобросовестной конкуренции. Это и попытки опорочить конкурента, представляя в негативном свете производимые или продаваемые им товары, и заимствование его товарного знака. Иногда это даже не полное, а частичное заимствование. Например, к товарному знаку «Другие подарки» невинно добавляется лишнее слово и получается «Совсем другие подарки». Покупатель, привыкший к знакомому словосочетанию, и не обративший внимание на чужеродную добавку, уверен, что покупает товар у прежнего производителя, не подозревая, что его ловко провели.

Как выясняется, честную конкурентную борьбу могут ограничить, а зачастую совсем свести на нет органы исполнительной власти, издавая нормативно-правовые акты, носящие дискриминационный характер. Только в минувшем году это стало причиной привлечения к административной ответственности 25 должностных лиц органов местного самоуправления.

Одно из заведенных дел касалось неправомерных действий администрации Ангарского муниципального образования. В его недрах родился документ, устанавливающий коэффициенты к размеру арендной платы за земельные участки, на которых расположены торговые предприятия. Казалось бы, земля одна, набор товаров примерно одинаков, а коэффициенты разные. Для магазинов один, для рынков другой, для павильонов третий… Кто-то попал в любимчики, а кто-то в изгои, что в конечном итоге вело к увеличению издержек, а значит, и снижению конкурентоспособности. По выданному предписанию администрация района отменила свой нормативный акт, установив равные коэффициенты для всех торговых точек.

Успехам антимонопольной службы содействует и возросшая в минувшем году оперативность судебных приставов. Доказать в суде свою правоту – полдела, не менее сложно взыскать штраф. Многих хозяйствующих субъектов приходится разыскивать по всей России. А кое-кто быстренько меняет вывеску, пытаясь замести следы. Теперь же, едва судебное решение вступает в силу, судебные приставы моментально арестовывают банковские счета, налагают арест на движимое и недвижимое имущество. И через пару-тройку дней виновник оплачивает наложенный штраф, хотя до этого клятвенно заверял, что у него нет ни копейки за душой.

Подробно остановилась Валентина Заморина и на вопросе, который сегодня волнует всех, – росте цен. Она напомнила, что российским законодательством не предусмотрено регулирование цен на продукты питания. За исключением торговой надбавки для товаров, завозимых в районы Крайнего Севера, и детское питание.

– Антимонопольный орган, – сказала она, – вправе осуществлять внеплановую проверку предприятий торговли на выявление признаков монопольно высокой цены только при условии, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке, то есть свыше 35%. Ни одно предприятие в области таких объемов продаж не имеет.

Согласно постановлению правительства № 530, возможно государственное регулирование цен на определенные товары на период до 90 дней. При условии, если цена на этот товар вырастет в течение месяца более чем на 30% в целом по всему региону. Таких скачков цен пока не наблюдалось. Так же как и резкого подъема рентабельности предприятий, производящих продукты питания. На крупнейших хлебобулочных заводах она на минимальном уровне: от 5 до 10%. Иркутский масложиркомбинат, несмотря на то что стоимость закупаемого им прессового подсолнечного масла возросла в прошлом году на 25%, увеличил отпускную цену всего лишь на 9%.

– Как показывает статистика, цены на продукты питания растут во всех 12 регионах Сибирского федерального округа, – отметила Валентина Заморина. – И у нас они не самые высокие. По их уровню мы занимаем пятое место (первое занимает регион с самыми низкими ценами).

Еще один аспект деятельности антимонопольного органа осветил заместитель руководителя антимонопольной службы Александр Кулиш. Это контроль за рекламным законодательством. Из 302 поступивших в прошлом году заявлений по 114 возбуждены дела, а также выдано 129 предписаний о прекращении нарушений.

Оценку рекламы на соблюдение этических и моральных норм делает специальный экспертный совет. Он, например, запретил рекламу сети мужских клубов, сочтя ее оскорбительной и непристойной. Неправомерными признаны и газетные объявления компании «Почта-сервис», призывающих к выигрышу 2 млн рублей. Для этого нужен пустяк: позвонить, назваться, оставить адрес…

– Это не более чем маркетинговая акция, преследующая цель получить персональные данные для рассылки каталога товаров, – отметил Александр Кулиш.

Головной болью для антимонопольного органа стал индивидуальный предприниматель Ушаков, зарегистрированный в Свердловской области. Он специализируется на производстве биологически активных добавок (БАДов) и активно их рекламирует, где только может. Причем в рекламных текстах цитирует восторги жительницы Казани, якобы излечившей с помощью чудодейственного бальзама и щитовидную железу, и поджелудочную, и сахарный диабет. Как известно, закон о рекламе запрещает одобрение товара конкретным физическим лицом.

На Ушакова было наложено несколько штрафов (только в прошлом году он заплатил около 50 тыс. рублей). Он их добросовестно оплачивает и продолжает рекламировать свой бальзам.

– К сожалению, – констатировал Александр Кулиш, – других способов воздействовать на него пока не существует.