Инвестиционная «погода» на собственной территории для многих мэров пусть пока еще не главней всего, но и не на последнем месте. Всем понятно: мало сидеть и ждать абстрактного дядю с деньгами. Другое дело, что непростая задача привлечения инвесторов в нынешних условиях обрела еще больше неизвестных. При этом журавль из известной пословицы гораздо ближе к муниципалитетам, чем кажется.
Такой вывод мы сделали из беседы с депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, членом комитета по собственности и экономической политике Эдуардом Дикуновым.
Кто украсит индустриальный пояс?
«Всегда ли муниципалитеты готовы к возможному приходу инвесторов? Может оказаться, что некоторые территории для бизнеса – это муниципальная terra incognita, земля неизвестная.
При этом вопрос формирования благоприятного инвестиционного климата на уровне региона проработан достаточно глубоко. Создан инвестиционный портал, где к услугам инвесторов собран максимальный объем информации о регионе, его возможностях, проектах. Определены льготы и иные меры поддержки инвесторов. Разработан механизм обеспечения режима «одного окна» при взаимодействии бизнеса с органами власти федерального и областного уровней. В Иркутской области есть целый перечень документов, от инвестиционного меморандума до перечня свободных производственных площадок. В общем, у нас сделано очень многое, чтобы сроки воплощения планов развития производства зависели исключительно от самих инвесторов. Однако необходимо сделать больше: инвесторов надо активно привлекать (см. «Инвестиции в человеческий капитал» в газете «Областная» от 29 января 2014 года).
По стандарту, разработанному Агентством стратегических инициатив по заказу президента России Владимира Путина, деятельность по обеспечению благоприятного инвестиционного климата начинается с уровня муниципалитетов. И здесь у нас есть территории, на которые можно равняться остальным. Например, в прошлом году города Ангарск и Братск вошли в обзор лучших российских практик привлечения инвестиций на территории муниципальных образований в рамках проекта «Инвестиционный муниципалитет», разработанного общественной организацией «Деловая Россия». Братск отмечен как муниципальное образование с наличием уникального специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности, Ангарск вошел в доклад с практикой реализации и поддержки социальных инициатив. Работу эти территории ведут постоянно. Так, в декабре мэр Братска Сергей Серебренников принял участие в VII Международном форуме «Транспорт России» в Москве, представив инвестиционный проект строительства мультимодального транспортно-логистического центра. Причем деятельность по привлечению инвесторов – командная. Так, комитет экономического развития Братска инициировал региональный законопроект по созданию индустриальных парков (один из них – в Правобережном округе Братска, его концепцию успешно презентовали на выставке «Земля Иркутская»).
Но ведь не только Братск может стать украшением Северо-Сибирского индустриального пояса. Вот только хватит ли на это сил и смелости у других северных территорий?»
Надо ли изобретать локомотив?
«Никто не говорит, что муниципалитеты не определяют стратегию своего экономического развития с учетом возможных инвестиций. Но насколько планы близки к действительности?
Так, в программе социально-экономического развития Нижнеилимского района с центром в Железногорске-Илимском значится строительство металлургического комплекса, рассчитанного на тысячи рабочих мест. Конечно, красивые мега-проекты привлекают, но насколько они реальны, особенно в нынешних условиях? Может, стоит оставить большие масштабы государственной власти с ее возможностями и опытом и сосредоточиться на тех делах, в которых муниципальная власть действительно может влиять на ситуацию? И вот эти-то дела и нужно привязывать к реализуемым федерацией и областью крупным проектам, которые станут локомотивами развития территорий. Локомотивы уже есть, и не надо их изобретать! «Сила Сибири», расширение мощности ВСТО, вторая ветка БАМа, а также заявленные на уровне области проекты газохимического и лесохимического комплексов в Усть-Куте, строительства Ленской ТЭЦ – все они требуют развития сопутствующих производств и должны быть учтены при формировании инвестиционных планов на местах. Например, большие возможности и перспективы есть в производстве строительных материалов. Но работа по его созданию должна быть опережающей, потому что никто не будет ждать, пока мы раскачаемся – инвестор просто уйдет туда, где его больше ждали… Конечно, это сложная работа, требующая времени и квалификации, но надо пытаться заявить о себе вместо того, чтобы прилежно перечислять в своих муниципальных программах развития то, чем в действительности занимается государство. Кстати, производство строительных материалов относится к числу отраслевых приоритетов, точек роста, так называемых драйверов развития экономики региона. В инвестиционной стратегии региона до 2025 года будущее этого производства рассмотрено применительно к Братску, но кто мешает и другим северным территориям претендовать на эту роль?».
Ну очень моногород…
«Как депутат, занимающийся вопросами жизни Нижнеилимского района, я больше внимания уделяю этой территории.
Райцентр – Железногорск-Илимский – относится к категории моногородов. Причем это более моногород, чем многие другие, можно сказать, самый типичный, классический. По данным материалов к прошлогоднему посланию губернатора Законодательному Собранию Иркутской области, доля Коршуновского ГОКа в общем объеме отгруженной продукции Железногорска-Илимского составляет 99,5 процента. Показатель занятости населения на градообразующем предприятии – самый высокий среди моногородов региона и в абсолютных, и в относительных величинах.
Помощь моногородам предусмотрена, только вот Железногорск-Илимский отнесен в третью группу моногородов, к категории благополучных территорий. Здесь финансовая поддержка за счет «Внешэкономбанка» не приоритетна. Но ведь есть показатели жизни Железногорска-Илимского, которые явно не учтены при классификации. В частности, в городе наряду с самим высоким среди других моногородов темпом сокращения доли занятого населения почти не регистрируется рост уровня безработицы. Люди уезжают, и уж точно не в сельскую часть района. Темп создания новых постоянных рабочих мест – самый низкий.
Нижнеилимский район не включен ни в одну из четырех территорий опережающего развития, на которые поделена Иркутская область. Более того, инвестиционная стратегия, которая определяет это деление, вообще не имеет раздела развития моногородов. То есть инвесторам, которые так нужны этим населенным пунктам, гарантированно не видать льгот и других мер господдержки, которые дает указанный статус…»
Великолепная пятерка и…
«Отмечу и уникальную черту, которая отличает Нижнеилимский район, дает дополнительные преимущества. По избирательным округам № 11 и 19, а также по спискам, его интересы в Законодательном Собрании региона представляют четыре депутата плюс я по общеобластному списку. Все – производственники. Это очень серьезное представительство и количественно, и качественно! Почему бы не создать рабочую группу, которая бы включилась в работу по формированию и воплощению плана социально-экономического развития территории, а также в работу по корректировке конкретной дорожной карты, этого перечня действий на ближайшее будущее? Организация такой встречи могла бы состояться, допустим, на уровне района, с привлечением представителей муниципалитета второго уровня – Железногорска-Илимского. В качестве показательного примера опять приведу Братск, руководство которого собирает для решения ключевых вопросов развития города всех, без исключения, депутатов Законодательного Собрания, представляющих Братск.
В числе совместно разработанных инициатив должен быть, во-первых, пересмотр категории Железногорска-Илимского в перечне моногородов области. Во-вторых, необходимо подготовить предложение по корректировке инвестиционной стратегии Иркутской области до 2025 года с целью отнесения к территориям опережающего развития Нижнеилимского района.
Третья наша задача – Нижнеилимский район должен войти в состав пилотных муниципалитетов для внедрения стандарта деятельности органов местного самоуправления Иркутской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Далее – со своими предложениями надо войти в перечень инвестиционных проектов, реализуемых в территориях опережающего развития, которые должны получить статус приоритетных.
Муниципалитету также необходимо заключить соглашение с ОАО «Корпорация развития Иркутской области» по совершенствованию взаимодействия в инвестиционной сфере. Многие мероприятия, что я назвал, полностью соответствуют дорожной карте внедрения лучших практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Иркутской области, утвержденного постановлением губернатора Иркутской области в декабре 2014 года.
Сегодня депутаты в своей деятельности на местах больше внимания уделяют социальным проблемам. А ведь они могли бы быть полезны и в экономическом развитии, которое естественным образом улучшает и социальную ситуацию. И работу эту надо организовать в ближайшее время. Иначе возможный инвестор уйдет. Уйдет в тот же Братск, в инвестиционном паспорте которого прописана, например, необходимость вовлечения в хозяйственный оборот Игирминского месторождения кварцевых формовочных песков и месторождений другого сырья Нижнеилимского района. Вот это – взгляд! В Братске есть все – команда, вузы, свободные промышленные площадки. А мы, что же, хотим в лучшем случае оказаться чьим-то сырьевым придатком?».
Муниципальные «смотрины»
«Я в этом контексте вовсе не хочу кого-то критиковать. Муниципальные власти сегодня работают в сложных условиях и многого добиваются. Так, в декабре прошлого года Нижнеилимский район вошел в число лучших территорий по ряду показателей развития. Но я хочу обратить внимание на необходимость смещения акцента в экономическую плоскость. Сейчас – не только сложные времена, но и период перемен, новых возможностей. Мы должны попытаться сделать рывок и вывести нашу территорию в фарватер. Иначе зачем нам нужны новые школы и детские сады? Ведь завтра мама с папой отведут ребенка в новый садик и спросят – а где нам работать? Сколько есть примеров, когда новые социальные учреждения через несколько лет превращаются в памятники благим намерениям. Удовлетворенные присвоенным «благополучным» местом в перечне моногородов, мы можем упустить отличные шансы развития.
Необходимо реализовывать имеющийся потенциал. Так, действует горнотехнический колледж с богатыми традициями преподавания, есть достаточно развитая сеть дорог и прочая инфраструктура, имеются неиспользуемые мощности производства тепловой и электрической энергии. Нелишним будет отметить и близость рынков сбыта, и пока не потерянный кадровый потенциал дефицитных квалифицированных рабочих профессий, и достаточно развитую социальную инфраструктуру.
Приведу пример: у того же Коршуновского ГОКа – градообразующего предприятия Железногорска-Илимского – есть значительные вспомогательные производственные мощности, которые означают возможные перспективы производственной кооперации с предприятиями самого различного профиля. Эта вроде бы очевидная возможность не рассмотрена детально, не наведены «мосты», не накатана возможная «дорога» для потенциальных партнеров, не созданы условия, зависящие в том числе от нас как от представителей власти. И таких примеров немало. Здесь надо поработать! В конце концов, на муниципальных «смотринах» отдадут предпочтение самым активным, а значит – привлекательным территориям! Конкуренция неизбежна…»