Анна Подкорытова: Мы свою страну в беде не бросили…
Женщинам грозных сороковых годов прошлого века довелось ни много ни мало – спасти страну. Во время Великой Отечественной войны они наравне с мужчинами шли в бой, держали на своих плечах тыл, сохраняли детей, ждали близких с этой страшной войны… Анна Гавриловна Подкорытова из села Бургаз Иркутского района – одна из тех, кто в тылу приближал так необходимую стране Победу.
Анна Гавриловна Подкорытова – вдова ветерана войны, труженик тыла – человек в Ревякинском муниципалитете известный, уважаемый. «Женщина необыкновенной судьбы», – говорят о ней.
Родилась Анна в 1924 году в селе Бургаз. Память цепко хранит прожитую жизнь. Родители девушки Гавриил Васильевич и Пелагея Федоровна Платоновы мечтали, чтобы дочь получила образование. И поскольку в селе была только начальная школа, восьмилетку пришлось заканчивать в Иркутске. Школа, которую с теплотой вспоминает Анна Гавриловна, все также стоит в предместье Рабочее.
В 1939 году после учебы девушка вернулась в родной колхоз. Грамотную и серьезную Анну направили в Тулун получать специальность агротехника. Но работать по ней уже не пришлось.
– Война началась, – поясняет собеседница. – Были мы на покосе в тот день в местности Холодянь. Смотрим, приехали в Бургаз военные, здоровые такие мужики, хмурые, неразговорчивые.
Военные собрали 20 наших мужиков у сельсовета, дали попрощаться с родными и увезли в неизвестность. Из них в деревню не вернулся никто. Соседи, знакомые, земляки – все полегли как один.
– Кеша Какауров, Вася Петрушин, Иван Томилов, Костя Трусин, – с горечью вспоминает Анна Гавриловна.
Это были семейные взрослые мужики. Вторым набором из деревни забирали уже парней – 18–20-летних призывников. Всего из Бургаза ушло на войну 90 мужчин. В семье ее будущего мужа Дмитрия Подкорытова воевали пятеро братьев – кто на Восточном, кто на Западном фронтах. И даже свекор ее, Павел, 1887 года рождения воевал, развозил красноармейцам воду на передовой. И чудо, что все Подкорытовы вернулись домой живыми.
Анне в 1941 году было неполных 18 лет.
– Война есть война. Мужиков нет, техники нет, коней тоже для нужд фронта забрали, – вспоминает она. – Есть было нечего. С личного подворья все на фронт отдавали – молоко, яйца, мясо. От голода колоски с полей собирали, и то нельзя было. Судили за такое. На мельнице пыль мучную под метелку подметали. Весной полегче становилось – суп с лебедой варили. Мясо видели, только если скотина в колхозе падет. Все было для фронта, все для Победы, и мы это понимали. А люди тогда дружные были, сострадательные. Помогали друг другу чем могли.
Девочки работали в колхозе, много было среди сверстниц трактористок. Анна трудилась разнорабочей – дояркой, телятницей. Летом работала на полях и покосе, зимой – на лесоповале. Трудовой стаж у Анны Гавриловны – 45 лет.
Стойко, как и вся страна, жители Бургаза переживали военное лихолетье. Лихие лета и зимы. Сводки боев из репродукторов и скорбь похоронок. Несмотря на горести и трудности, молодость брала свое. Ведь был в деревне клуб, и танцы в нем случались. Платья в то время шили из мешков из-под американской муки, вспоминает наша героиня. Такая была мода, еще довоенная. Мукомольные предприятия в 30-х годах фасовали муку в цветные мешки. В платьях из такой ткани выросла не одна девочка в нашей стране. И платье-то было одно на все случаи жизни.
– Постираешь его, наденешь мокрое, пока в клуб бежишь, оно на тебе и высохнет, – рассказывает Анна Гавриловна. – Идешь босиком, обувку под мышкой несешь, чтобы не истоптать и не испачкать. Берегли наряды!
А трудились много и тяжело. С раннего утра бригадир стучал в ставни, созывал народ в контору. За работу в колхозе денег не платили, начисляли так называемые трудодни. Пока женщины работали на полях, все трудодни выбирали едой, нехитрыми продуктами. Даже частушка невеселая была в то время: «Трудодни не пропадут, килограмм травы дадут…». 120 трудодней надо было в год отработать – таким был заказ военного времени.
– Придешь осенью с мешком получать что-нибудь за трудодни. А выясняется, что и получать нечего, все за лето съедено уже, – Анна Гавриловна грустно улыбается воспоминаниям.
После войны стали возвращаться с фронта немногие, кто уцелел. В 1947 году Анна вышла замуж за Дмитрия Подкорытова, фронтовика. Он воевал на Восточном фронте в 76-м полку 36-й дивизии Второго Забайкальского фронта, которая под командованием генерал-полковника Кравченко принимала участие в разгроме японских войск в Маньчжурии.
Фронт сказался на здоровье мужа. В 1954 году Дмитрия Павловича не стало. Анна тогда была беременна двойней и еще воспитывала Таню с Виктором. Федя и Маруся родились уже после смерти отца.
За гордую и красивую Анну неоднократно сватались земляки. Но она – однолюбка – навсегда сохранила верность своему Дмитрию. Так и подняла детей одна. Сегодня у нее восемь внуков и девять правнуков, есть кому о ней заботиться и кому любить.
Пережить невзгоды и печали Анне всегда помогали работа и песня. Она 30 лет поет в коллективе художественной самодеятельности «Селяночка». Председатель женсовета Ревякинского муниципального образования Тамара Мамеева с восхищением рассказывает о том, что Анна Гавриловна, несмотря на свой возраст, играет в сценических постановках театрального коллектива «Пульс».
– Это человек, сохранивший неиссякаемый оптимизм и стойкость, – говорит председатель женсовета.
У нашей 90-летней героини добрые глаза, живая душа и умное сердце. Есть такое, почти забытое иными слово «достоинство». Это про Анну Гавриловну, с достоинством прожившую длинную и нелегкую жизнь. Ее часто спрашивают – в чем секрет долголетия? Ничего особенного, отвечает, я просто много работала, не увиливала от трудностей.
Она читает газеты и следит за новостями. То, что сегодня пытаются очернить нашу Победу, преуменьшить роль нашей страны в той страшной войне, Анну Гавриловну невыносимо огорчает.
– Люди такую войну отстояли! – говорит она. – Голодали в тылу, последнее отдавали фронту. Солдаты на передовой насмерть стояли. Мы свою страну в беде не бросили, и эту Победу у нас не отнять!