25.02.2015 07:15
Рубрики
Культура
Теги
25.02.2015 07:15

Балет на стихи Цветаевой

Страсть и любовь, воплощенные в танце, – на сцене музыкального театр им. Н.М. Загурского поставили спектакль «Казанова». Главный балетмейстер Людмила Цветкова за основу либретто взяла пьесы Марины Цветаевой «Феникс», «Приключение» и драматический этюд «Конец Казановы».

– Идея поставить спектакль о Казанове занимала мою фантазию последние два года, – рассказала Людмила Цветкова. – Сначала я думала сделать компиляцию из мемуаров и воспоминаний, но потом перечитала пьесы Марины Цветаевой и поняла, что эта романтическая история – практически готовый сценарий для балета. Все три произведения я объединила и вместила в один новогодний вечер – канун XIX века, ведь поэтесса продлевает жизнь герою до этого дня.

События из биографии гениального любовника Джакомо Казановы – в балете его роль исполнил солист балета Юрий Щерботкин – разворачиваются в замке Дукс в Богемии (ныне территория Чехии). Стильные минималистичные декорации и костюмы петербургского художника Татьяны Королевой, которая оформляет уже шестой балет в Иркутском музтеатре, делают постановку как бы историей вне времени. На заднем плане сцены огромное окно – символ нового века, в котором, кажется, нет места 73-летнему Казанове. Сцену обрамляют столбы, словно вкопанные в книги, – главный герой работает в замке библиотекарем. Эти возвышения еще напоминают приспособления, к которым привязывают гондолы в любимой им Венеции.

– Он мечтает уйти из замка Дукс, ведь там его никто не понимает, а над его любовными похождениями насмехаются. Поэтому душой он все время в Венеции, которая возникает в его воспоминаниях, – пояснила Людмила Цветкова. 

Забавный и слегка гротескный танец, который исполняет прислуга, пародируя манеры Казановы, сменяют полные чувственного лиризма воспоминания о самой большой любви его жизни – Генриетте, и эпизоды творческого экстаза, когда он пишет свои мемуары. В эти моменты к нему приходит и сама Марина Цветаева. Обе эти женские роли исполнила прима театра, заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко. Танец Стрельченко и Щерботкина с виолончелью, и тот, где Генриетта предстает перед Казановой в мужской рубашке, – целомудренны и эротичны одновременно. Современная хореография и потрясающий язык тела словно открывают перед зрителями новые грани великого чувства любви – большого обещания счастья, которому так и не суждено было случиться. Генриетта исчезает из жизни Казановы буквально перед свадьбой, оставляя ему кольцо.

– В спектакле звучит музыка великих композиторов XVIII века: Баха, Моцарта, Гайдна, Генделя, Вивальди, Куперена – классическая, но современная тому веку, да и нашему времени, – отметила Людмила Цветкова. – Пластика же в спектакле – это неоклассика, модерн, джаз-модерн, поскольку выразить сегодня что-то только лишь средствами классической музыки очень сложно.

В спектакле можно услышать также «Сюиту для лютни: канцона и танец» композитора Франческо Канова да Милано более известную как музыка к песне «Город золотой» из репертуара Бориса Гребенщикова, что еще раз подчеркивает вневременной характер истории. Мотив звучит во время сцен с влюбленной в Казанову Франциской, ее роль исполнила Наталья Гладких. Она чем-то напоминает герою Генриетту, и он рассказывает ей о Венеции – своем золотом городе. Утомленная признанием девушка засыпает, а Казанова оставляет ей на память кольцо Генриетты и уходит в метель.

Очень красивы в спектакле и массовые сцены с богиней удачи Фортуной в исполнении Татьяны Садовой (Натальи Ветровой), где задействована вся балетная труппа театра, а также номера с гондольерами и русалками. Отрадно, что в репертуаре театра в новом сезоне благодаря незаурядной творческой фантазии Людмилы Цветковой, которой удается создавать полноценные произведения с немногочисленной, но очень профессиональной труппой, появился еще один интересный балет.