Бурят-янгутские таежники
В тайге за Бурят-Янгутами более 20 лет живет семья Леонида и Любови Мошошиных. Семья живет в согласии с природой и никуда не собирается переезжать. Почему они ушли жить в лес и как живут сегодня? В гостях у таежников побывала наш корреспондент.
Проезжаем Енисей, Онгосор, Шотой и еще 24 километра по разъезженной лесовозами дороге. Жители Шотоя подсказали, что километров через двадцать мы наткнемся на площадку лесозаготовителей, «там спросите дядю Леню, его все знают». Дорога приводит нас к той самой площадке. Свернув направо, видим дом семьи Мошошиных. Обычное брусовое жилье 9 на 10, баня, надворные постройки. Гостей, естественно, здесь не ждали, но встретили радушно, охотно рассказали о собственном житье-бытье.
Родился дядя Леонид в поселке Молька Усть-Удинского района, Любовь – родом из Тайшета.
– После школы я училась в Иркутском сельскохозяйственном техникуме, – рассказывает хозяйка. – Нас с Леней познакомила его сестра, он тогда только из армии пришел. В декабре 1972 года сыграли свадьбу. Жили сначала у свекрови в Ангарске. Через год у нас родился сын Андрей, и в этом же году мы переехали жить в Бурят-Янгуты.
Леонид в Ангарске работал водителем, возил по всей области строительные материалы, в том числе в Бурят-Янгуты.
– Здесь был крепкий леспромхоз, – вспоминает Леонид, – мне пообещали – если сюда переедем, нам дадут квартиру. Вот так с тех пор мы здесь и живем.
Леонид стал водителем лесовоза, затем его назначили главным механиком, а Любовь сидела дома с детьми. В 1974 году в семье родился второй сын – Алексей, в 1976 году появился на свет Александр. Когда в леспромхозе открыли столовую от Осинского общепита, Люба устроилась туда работать. В 90-е годы леспромхоз приказал долго жить, и Леонид ушел работать лесником в Бурят-Янгутское лесничество. Дети росли, друг за другом уходили в армию.
Пока супруги жили в Бурят-Янгутах, приглядели себе место в лесу, где когда-то собирали ягоду. Супругам место будущей усадьбы понравилось, лес, речка, ручей – все под рукой. В 1992 году сельский совет выдавал жителям участки по два гектара. Мошошины написали заявление и попросили себе участок.
– Раньше в этом месте была деревня Кундуй. Сейчас от нее абсолютно ничего не осталось. Сами знаете, время тогда было тяжелое, а мы решили заняться подсобным хозяйством, этим и жить, – вспоминают супруги.
Сначала они прикатили вагончик, где жили, пока не построили теплушку. Супруги с теплотой вспоминают коллег из леспромхоза – Роберта Атутова, Владимира Кононова, Николая Перевалова, которые помогли построить дом, баню, стайку, надворные постройки. В Бурят-Янгутах супруги держали много свиней. Когда переехали, обменяли поросят на телят, купили индюков, коз, кроликов, гусей, кур, коней.
– Сейчас у нас только кони, несколько лет назад перестали коров держать – здоровье уже не позволяет, – рассказывает Любовь. – Сын Алексей живет в Бурят-Янгутах со своей семьей, держит хозяйство, отправляет и привозит нам молоко, мясо, продукты. Сено для скотины готовит здесь, техника у него своя, а мы ему по возможности помогаем. Геннадий Атутов, наш друг из Бурят-Янгут, часто приезжает, помогает. Заедет, обязательно спросит, чем помочь, что надо.
Летом семья сажает огород по северному варианту – с утепленными грядками и парниками. Семена покупают скороспелые. Раньше картофеля много сажали, теперь только для себя, прошлой осенью собрали 14 мешков.
– Мы никогда не паникуем, никакой кризис нам не страшен. Всегда можно найти выход. Главное, не лениться, тогда всегда сытый будешь, – рассуждает глава семейства.
Обычный день семьи начинается рано, с простых домашних забот. Леонид в первую очередь кормит животных – лошадей, собак. Трудится по хозяйству, ходит на охоту. Любовь в свободное от работы время занимается шитьем или другими домашними делами. Летом супруги собирают таежные ягоды, которые под окном во дворе растут. В доме работает генератор, можно и новости по телевизору посмотреть.
– Не страшно жить в лесу? Медведи, волки не пугают?
– Нет, не страшно, привыкли уже. Звери сюда не приходят. Лишь когда в 2003 году сильные пожары были, у нас тут медведи бегали.
– А в Бурят-Янгуты, Осу ездите? Как выбираетесь?
– Раз в месяц обязательно выезжаю за пенсией, – говорит Любовь. – Раньше выйдем на дорогу – Леня меня посадит на попутку, а сейчас с сыном ездим. В Осу ездим – бензином, газом, продуктами, лекарствами запасаемся. Весной, в распутицу, месяца два сидим дома, с заранее припасенной провизией.
А вот с водой в семье проблема – река и ручей напрочь перемерзают. Почва здесь каменная, нужна специальная бурильная машина.
Старший сын семьи Андрей живет и работает машинистом на Ангарской ТЭЦ. Младший Алексей живет в Бурят-Янгутах. Женат, у него растут две дочки, занимается подсобным хозяйством. Младший Александр работает на Иркутском алюминиевом заводе. У супругов две внучки – Ксюша и Даша, которые приезжают только на каникулы.
– Какая у вас заветная мечта?
– Быть здоровыми, поддерживать друг друга, жалеть. Вместе мы уже 42 года и каждый год обязательно отмечаем день нашей свадьбы.