Константин Зайцев: Мы сегодня не фискальный орган, а клиентоориентированная служба
В прошлом году в консолидированный бюджет страны из Иркутской области было направлено 187,6 млрд рублей налогов. Рост составил 30% по сравнению с 2013 годом. И обеспечен он был, главным образом, увеличением НДС на 18%, НДФЛ – на 7,6%, имущественным налогом – на 8,7%. Но, как отметил в интервью газете «Областная» руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев, самый большой рост – в 15 раз, наблюдался по налогу на добычу полезных ископаемых, что обусловлено отменой льготы у одного из крупнейших налогоплательщиков.
– По объему налоговых платежей наш регион стабильно занимает второе место в Сибирском федеральном округе, объективно уступая только Красноярскому краю, – рассказал Константин Зайцев. – В 2012–2013 годах из общего объема налоговых платежей 26% было направлено в федеральный бюджет, 74% – в региональный. В 2014 году эта пропорция несколько изменилась и составила 42% и 58% – за счет НДПИ на нефть, который полностью зачисляется в бюджет федерации.
– Как в целом выглядит динамика по сбору налогов по годам?
– Если взять три последних года, в 2012-м в консолидированный бюджет страны направлено на 16,6% больше, чем в 2011-м, в 2013-м – на 2% меньше за счет сокращения платежей по прибыли крупнейшими монополиями. Нынче – рост 30%. Но вам, возможно, интересны доходы региона. Даже в кризисном 2009 году, в отличие от многих регионов страны, нам удалось обеспечить рост налоговых платежей. Тогда он составил 9%, в 2010-м – 14,3%, в 2012-м – 26%. Только в 2013 году произошло небольшое снижение – на 3,4% опять же за счет сокращения поступлений налога на прибыль нефтяников. В 2014 году рост доходов, мобилизованных налоговой службой в бюджет территории, составил 4%.
В целом положительная динамика сохраняется за счет налогоплательщиков, которых мы администрируем в Иркутской области. При этом есть компании, стоящие на учете налоговой службы в Москве или входящие в консолидированную группу крупнейших налогоплательщиков. На них свои административные меры мы распространить не можем. Каждый муниципалитет и регион должны стремиться к тому, чтобы предприятия, работающие на нашей территории, стояли на учете в налоговой службе Иркутской области. Это даст больше возможностей для администрирования налогов.
– Налоговые сборы можно назвать одним из индикаторов экономики. Какие негативные тенденции были отмечены в 2014 году и были ли они?
– К сожалению, такие тенденции были. Может, не все они заметны неспециалистам, но повторюсь, были. В прогнозе социально-экономического развития региона закладывается рост заработной платы на 11%, таким же темпом обычно растут и поступления налога. Однако с мая прошлого года мы наблюдали снижение темпа роста зарплат. И к осени в реальном секторе экономики он практически остановился. Зарплата выросла только у бюджетников. В результате рост поступлений по налогу на доходы физически лиц составил 7,6%. В этой связи не оправдались ожидания по поступлению НДФЛ как в областной бюджет, так и местные. Однако по темпам роста НДФЛ мы опередили все регионы СФО.
Следствием экономической ситуации можно назвать снижение налога на прибыль. Приангарье во многом зависит от положения дел в нефтяном секторе экономики. В свете известных событий консолидированные группы сократили свои платежи. Небольшой рост в 2% этого налога по сравнению с 2013 годом в бюджете области есть, но он обеспечен не крупнейшими компаниями федерального уровня, а нашими местными предприятиями. Если убрать налогоплательщиков, стоящих на учете не в нашем управлении, то рост по прибыли составляет 1,3 млрд рублей, или 8%.
– В чем заключаются антикризисные меры в сфере налоговой политики и будут ли они применены в этом году?
– Налоговая служба является органом исполнительной власти. Мы готовы исполнять все антикризисные меры, которые законодательно утверждены. Так, в конце 2008 года для поддержки бизнеса ставка налога на прибыль была понижена на 4%, предприятиям разрешено было по упрощенной схеме перейти на уплату налога по фактически полученному результату. Этим не замедлил воспользоваться весь крупный бизнес. Кроме того, в Налоговом кодексе давно предусмотрены такие меры поддержки налогоплательщика, как отсрочка, рассрочка платежей или инвестиционный налоговый кредит. Все эти меры актуальны и сегодня. Если власти решат предоставить льготы, мы исполним.
Уже сегодня федеральный законодатель дал регионам право предоставлять налоговые каникулы до двух лет для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной или патентной системе налогообложения в производственной, социальной или научной сфере. Каникулы могут вводиться в период с 2015 по 2021 год. В Иркутской области такой закон пока не принят.
– Какой объем неуплаченных налогов в 2014 году, и какие меры принимает УФНС по отношению к неплательщикам?
– На 1 января 2015 года объем накопленной задолженности составил 17,7 млрд рублей. Налоговыми органами принимается полный комплекс мер, предусмотренный в кодексе, и это очень значительный объем работы. Неотработанной задолженности у нас нет. В целом за 2014 год в результате принятых мер взыскано более 7,5 млрд рублей. Всего было направлено около 822 тыс. требований об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на сумму порядка 13,6 млрд рублей. Приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств и направлены в банки 198 тыс. инкассовых поручений на 4,8 млрд рублей, в службу судебных приставов – более 74 тыс. постановлений о взыскании налогов за счет имущества на сумму 2,9 млрд рублей, в судебные органы – более 94 тыс. исковых заявлений на сумму 515 млн рублей.
– Можете назвать самые важные законодательные новеллы, которые вступили в силу с этого года?
– Все нововведения очень актуальны, своевременны и нацелены на то, чтобы налоговым органам эффективно работать с неплательщиками. Например, для организаций существенным является изменение отчетности по налогу на добавленную стоимость – введена новая форма декларации, в которую включаются данные полученных и выставленных счет-фактур. Это позволит налоговым органам проводить более тщательную камеральную проверку соответствия сведений об операциях, содержащихся в декларациях, представленных и покупателем, и продавцом.
– Так называемая система отслеживания НДС в электронном виде уже заработала?
– Конечно. Установлены специальные программы, и с первого квартала 2015 года мы начнем по ним работать. Как только в апреле начнут сдавать отчетность, она поступит к нам в электронном виде в расширенном формате. Разумеется, в первый раз налогоплательщикам будет сложно заполнить такую отчетность, потом станет проще.
Если налоговая нагрузка на то или иное предприятие меньше чем, по отрасли, начнем тщательно проверять компанию, всех ее контрагентов. Раньше мы вручную это делали. Теперь же с помощью программы будем видеть их всех. Какой-либо сбой в отчетности сразу же проявится.
– Было много споров по введению в регионе налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости недвижимости. Но принято решение отсрочить это нововведение. На ваш взгляд, оно правильное?
– С этим решением мы полностью солидарны. На сегодняшний день еще не все объекты недвижимости в области имеют кадастровую стоимость. Но это не наша работа. Как только будет принят региональный закон, и регистрационные службы передадут нам данные, мы рассчитаем налог по-новому.
По моему мнению, сейчас налог на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости запускать в широкое применение пока рано. Нужно подождать, еще есть время до 2020 года. Лучше посмотрим, как этот закон реализуются в других регионах, проанализируем их практику.
Кроме того, у нас имеется опыт применения кадастровой стоимости при налогообложении земельных участков, принадлежащих организациям. Практика показала некоторую несовершенность процедуры. Сегодня идут многочисленные судебные споры по произведенной оценке земли. Кстати, земельный налог за 2014 год и физическим лицам будет исчисляться в зависимости от кадастровой стоимости.
Отмечу, что в Сибирском федеральном округе Иркутская область занимает лидирующее положение по администрированию имущественных налогов. Потому что у нас регулярно происходит переоценка имущества, и стоимость его приближена к рыночной. Поэтому глобальных изменений в связи с введением кадастровой стоимости имущества мы не ожидаем.
– Обсуждаются ли нововведения, которые ждут нас в ближайшие годы?
– Есть налогоплательщики, которые подстраиваются под налоговую систему, пытаются ее обойти. Так что в этой части идут постоянные изменения в законодательстве, чтобы пресечь незаконные действия. Движение бесконечное. Никаких глобальных нововведений не намечается.
Разве что с 2017 года налоговая служба будет штрафовать на 20% от суммы неуплаченного налога и начислять пени тем гражданам, кто не получил уведомления и не сообщил об этом в налоговый орган. Например, вы купили квартиру и по каким-то причинам вам не направили уведомление на уплату налога на имущество. По ранее действовавшему законодательству вы могли не платить налог.
Но с 2015 года вы должны сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации имущества о наличии у вас таких объектов недвижимости. В последующие годы, не получив за 30 дней до срока уплаты налога уведомления на вновь приобретенные объекты, вы тоже обязаны об этом информировать налоговую службу. Систему поменяли, и это правильно.
К тому же сейчас есть ресурс – «личный кабинет налогоплательщика» на сайте www.nalog.ru, где имеется вся необходимая информация. Подключившись к нему, можете общаться с инспекцией через интернет.
– Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы в целях взыскания неуплаченных налогов?
– В 2014 году мы усилили взаимодействие со Следственным комитетом и прокуратурой. Заключены соглашения, в которых расписан алгоритм действий. Так что идет очень плодотворное сотрудничество.
Всего же в прошлом году в следственные органы было направлено 146 материалов налоговых проверок для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, по 32 следствием принято положительное решение. По ранее возбужденным делам судами вынесено три обвинительных приговора – три физлица привлечены к уголовной ответственности в виде штрафа в общем размере 580 тыс. рублей. Что касается лиц, разрабатывающих и применяющих схемы уклонения от налогообложения, наша служба совместно с прокуратурой области предъявила 17 гражданских исков о возмещении вреда, причиненного в результате совершения налогового преступления, на сумму 192,2 млн рублей.
Конечно, основная цель контрольной работы налоговых органов – возмещение ущерба, нанесенного бюджету неправомерными действиями налогоплательщиков. Вместе с тем, следует отметить, что проблемы законодательства не позволяют сейчас в полном объеме оперативно решать эти вопросы. Так, не предусмотрена возможность взыскания недоимки с виновного руководителя организации. Применение в данной ситуации гражданского законодательства затруднено из-за отрицательной правоприменительной практики.
– Довольно часто звучат жалобы от компаний, претензии от муниципальных образований, что налоговая служба душит предприятия своими проверками.
– Мы давно выходим с проверками на предприятия только в том случае, если при анализе видим нарушение налогового законодательства. Сегодня наблюдается обратная динамика. Например, в 2012 году охват бизнеса нашими проверками составил только 1,4% от всех налогоплательщиков, состоящих на учете, в 2014-м – 0,64%. Можно сказать, мы к бизнесу вообще не ходим.
Налоговая служба также не может принудительно заставить платить налоги, это делают правоохранительные органы. Мы можем насчитать штрафы и пени, но обязанность по взысканию опять же лежит на правоохранительных органах. Если взять прообразом народное хозяйство, то мы в нем – бухгалтерия. В целях интереса казны у нас остались только два инструмента – выездная или камеральная проверки. Так что на современном этапе налоговая служба не является фискальным органом как таковым – мы клиентоориентированная служба.