Курс наук для депутатов
Очередной, уже третий в этом году, семинар со своими коллегами из районных дум провели областные парламентарии совместно с представителями правительства. На этот раз его участниками стали депутаты представительных органов Шелеховского, Иркутского, Слюдянского и Ольхонского МО.
О социально-экономической ситуации, сложившейся в области, и задачах, которые предстоит решать органам местного самоуправления в современных условиях, рассказал руководитель семинара, председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев.
По его мнению, 131-й федеральный закон, принятый в 2003 году, сослужил добрую службу, разъединив полномочия региональной и муниципальных властей. Конечно, у местного самоуправления не было опыта, «его, можно сказать, без подготовки кинули в воду», да и сам закон оказался несовершенным. Но он менялся, ориентируясь на пожелания, идущие снизу, от муниципальных образований. С помощью закона привиты навыки законодательной и управленческой работы в районах и поселениях, воспитан целый слой деловых и знающих людей.
– Жизнь не стоит на месте, она ставит новые задачи, которые мы должны оперативно решать, – заметил Борис Алексеев. – Как показала практика, для многих сельских поселений отпущенные им полномочия стали непосильной обузой. И сегодня поправки, внесенные в 131-й закон, дают нам возможность разгрузить местные бюджеты, оставив им лишь те полномочия, которые они могут исполнить. Весь нынешний год рабочая комиссия будет определять оптимальную нагрузку на каждое сельское поселение, обеспечив ее для этого финансовыми возможностями.
Он также заверил участников семинара, что несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку и возможное снижение доходной базы бюджета, все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Кроме того, ожидаются инвестиционные вливания в экономику области на уровне прошлого года – не менее 187 млрд рублей.
Депутат ЗС Геннадий Истомин, представляющий в Законодательном Собрании интересы избирателей Слюдянского и Ольхонского районов, отметил, что минувший год внес существенные изменения в социальную жизнь территории. В Ольхонском районе не только открыли новый детсад, но и, наконец-то, завершили долгострой – здание районной больницы. Уже выделены деньги из областного бюджета на приобретение парома, и решается вопрос со строительством морского вокзала.
Слюдянскому району, по его мнению, тоже есть чем похвастать. Сданы в эксплуатацию два детсада, решается вопрос по строительству второй очереди спортивно-физкультурного комплекса.
По мнению Геннадия Истомина, есть еще одна тема, которая порядком навязла в зубах, но, тем не менее, никак не решается. Это создание туристско-рекреационной зоны:
– Нам, в конце концов, нужно договориться с федеральным центром о размерах долевого финансирования. А следом за этим начинать работать с инвесторами. Без их привлечения зона будет мертворожденным ребенком.
С трудностями бюджетного планирования на 2015 и последующие годы ознакомил собравшихся заместитель председателя комитета по бюджету ЗС Александр Лобанов. Снижение налоговых поступлений от акцизов на нефть и алкогольную продукцию, а также отмена налоговых льгот на добычу полезных ископаемых (в первую очередь нефти) грозит понижением доходов на 4 млрд рублей. Скорее всего, придется пересматривать параметры бюджета. В этой связи на первый план выходит необходимость оптимизации всех расходных обязательств как областного, так и местных бюджетов.
О деталях проводимой реформы местного самоуправления рассказал представитель губернатора в Законодательном Собрании Роман Буянов. Она отдает на усмотрение регионов возможность слияния районов и поселений в единое муниципальное образование. Недавний пример Ангарского района, объединившего город Ангарск и входящие в район сельские поселения в городской округ, оказался заразительным. По этому пути, как сообщил Роман Буянов, хотят пойти еще несколько территорий, в частности город Усолье-Сибирское и Усольский район. Но, как он выразился, к этим пожеланиям «областная власть пока относится осторожно, необходимо проанализировать последствия таких объединений».
Хотя, как он заметил, целесообразность в этом назрела.
При незначительном количестве населения в некоторых районах нет нужды держать административный аппарат, поглощающий значительную часть местного бюджета. Но, преследуя экономию средств, подчеркнул Роман Буянов, необходимо сохранить доступность органов местной власти для населения территорий.
О проделанной в минувшем году работе аудиторов областной КСП рассказала ее председатель Ирина Морохоева. Проверкам на рациональное и эффективное расходование бюджетных средств подверглись 16 муниципальных образований, объем проверенных средств составил 6,5 млрд рублей, нарушений выявлено на 700 млн рублей. Большими помощниками КСП выступили муниципальные контрольно-счетные органы. С их помощью проведена ревизия расходов на 16,5 млрд рублей. Ирина Морохоева отметила, что объем нецелевого и неэффективного использования средств в муниципальных образованиях снижается, что говорит об упорядочивании и совершенствовании работы муниципалитетов в бюджетной сфере.
Отвечая на вопрос одного из участников семинара: есть ли необходимость создавать контролирующие органы в сельских поселениях, она сказала, что бюджеты поселений не так велики, чтобы нуждались в тщательной проверке, и вполне достаточно держать контрольно-счетные палаты в районных администрациях.
На семинаре также выступили представители областных министерств с докладами о межбюджетных отношениях и особенностях управления муниципальным долгом, об участии муниципальных образований в государственных программах и об организации переработки бытовых отходов.