Секрет вечной молодости открыли в Музыкальном театре
Формулу бессмертия попыталась разгадать на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского режиссер из Санкт-Петербурга, лауреат «Золотой маски» Сусанна Цирюк, уже знакомая иркутским зрителям по многим ярким постановкам. Результатом работы стал мюзикл «Секрет ее молодости» по мотивам произведения чешского драматурга Карела Чапека «Средство Макропулоса» на музыку петербургского композитора Владимира Баскина. Большинство номеров он написал специально для иркутского спектакля.
Действие разворачивается на фоне занимающей всю сцену сложной конструкции из металла, с несколькими уровнями и множеством лестниц, что добавляет пространству сцены глубины и объема. По задумке художника Алексея Тарасова сооружение сначала становится архивом в офисе адвоката (Владимира Антипова, Александра Баязитова). Там встречаются основные участники запутанного мистического детектива: известная певица Эмилия Марти (Анна Рыбникова, Елена Барабошкина), главный фигурант тяжбы о наследстве, длящейся десятки лет, Альберт Грегор (Олег Прохоров, Егор Кирилленко), архивариус (народный артист РФ Николай Мальцев, Андрей Данилов) и его дочь, начинающая певица Кристина (Екатерина Мощенко, Анна Захаренко). Эмилия Марти, прибывшая в город с гастролями, вмешивается в ход судебного процесса и рассказывает, где найти завещание, которое решит дело в пользу Грегора. При этом она говорит о событиях полувековой давности, как будто была их свидетелем, но оказывается права – завещание найдено в старых бумагах.
В следующем эпизоде конструкция трансформируется в театральное закулисье, куда приходит оппонент Грегора в деле о наследстве – Ярослав Прус (Евгений Алешин, Александр Айдаров) и его сын Янек (Станислав Грицких, Станислав Чернышев), влюбленный в Кристину. Позднее появляется слегка выживший из ума, но очень бодренький старичок Гаук-Шендорф (Игорь Переверзев, народный артист РФ Владимир Яковлев), который узнает в Эмилии возлюбленную дней своей молодости. В итоге почти все мужчины оказываются влюбленными в эту роковую женщину. Так в первом действии закручивается запутанный сюжет этой истории.
– Пьеса Карела Чапека – очень сильный мелодраматический материал с философским смыслом, – считает дирижер постановки Евгений Зеленцов. – Первый акт спектакля – по сути, немного растянутый пролог, цель которого помочь зрителю разобраться во взаимоотношениях героев. Весь смысл спектакля – в двух последних сценах, где большой монолог Эмилии раскроет все ее тайны.
Второе действие начинается с выстрела. Здесь задействован верхний план сценической конструкции, в центре которой Янек кончает с собой. В это время его отец внизу – в постели с Эмилией. Пикантный момент имеет интересное пластическое решение и превращен режиссером в танец. В обмен на страстные объятья Ярослав Прус приносит певице старинный манускрипт. Однако, получив свое, чувствует себя обманутым, потому что Эмилия холодна, как лед. Разочарование перерастает в трагедию, когда он узнает о самоубийстве сына. Тот в предсмертной записке желает отцу счастья в любви. Оказывается, Янек был тоже тайно влюблен в Эмилию, которую между тем особенно не трогает это происшествие. Образ героини очень интересно решен актрисой Анной Рыбниковой, от ее героини иногда словно сквозит холодной вечностью, в такие моменты во всех движениях чувствуется нечто потустороннее и страшное. В чем тайна Эмилии, мы узнаем немного позднее, когда мужчины приходят в ее дом, чтобы разоблачить женщину. Во время импровизированного суда оказывается, что Эмилия живет уже более 300 лет благодаря средству ее отца – придворного доктора Макропулоса, которое заключено в старинном манускрипте. Она даже имеет более 20 детей. При этом Грегор оказывается ее праправнуком.
– Когда Эмилия раскрывает свой секрет, мы понимаем ее трагедию, она говорит, что человек не может жить так долго, поскольку в какой-то момент ему становится одиноко и скучно, – пояснил Евгений Зеленцов. – Но самое страшное, что как бы ему ни было скучно, человек все равно боится смерти, поскольку она неизбежна. Поэтому Эмилия вновь готова принять средство Макропулоса.
Сначала герои, узнав секрет, хотят каждый по-своему распорядиться рецептом вечной молодости, но потом понимают, что он, скорее, проклятье, чем благо. Эмилия вторит им, утверждая, что человеческая жизнь является ценностью, только когда ей не успеваешь вдоволь насладиться. В итоге Кристина сжигает рецепт, и герои приходят к мысли, что секрет вечной жизни заключен в самой человеческой природе – в способности продолжить свой род. Это немного иной финал, чем в пьесе, где все заканчивается трагически. Однако именно оптимистичный вывод, который предложила режиссер, добавляет спектаклю большей глубины.