«Романтический монтаж» из музея-заповедника «Абрамцево»
Вибрации эпохи в картинах и скульптурах – в галерее Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева открылась выставка «Романтический монтаж». На ней представлено более 80 произведений российских художников 1920–1930-х годов из собрания Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево». Среди них работы наиболее ярких представителей различных творческих объединений (от соцреалистических до авангардных) – «Бубнового валета», Ассоциации художников революционной России, Общества станковистов и группы «Тринадцать».
– «Романтический монтаж» название не оригинальное – оно взято из одноименной книги искусствоведа Александра Каменского, который очень точно подметил, что художники 1920–1930-х годов отражали не столько реальную жизнь, сколько вибрацию эпохи, – отметила ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево» Светлана Волкова. – Мы сфокусировали свое внимание на этом периоде еще и потому, что тогда впервые встал вопрос: нужно ли станковое искусство или ему на смену должен прийти дизайн? Парадоксально, что сейчас на новом витке перед искусством стоят те же самые вопросы. Мы и те художники, чьи работы к вам привезли, отвечаем на него утверждением позиций станкового искусства, которое говорит одновременно о вечном и о повседневности.
Передвижная выставка была организована при поддержке Министерства культуры РФ. Она уже побывала в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске и Чите. Кроме утверждения актуальности станкового искусства, произведения на выставке объединяет попытка художников осмыслить революционные события 1917 года и историю первых десятилетий советского государства. Выставку условно можно разделить на три направления: «Страна советов», «Абрамцево» и «Камерное искусство».
– Это было героическое и непостижимое нашему уму время, в котором, тем не менее, жили художники с очень реальными задачами, – подчеркнула Светлана Волкова. – И они решали их не в угоду времени, а руководствуясь собственными творческими устремлениями.
Среди них наиболее яркие представители русского авангарда: Александр Лабас, Александр Щипицын, Петр Вильямс. Бывшие авангардисты, объединившиеся в Ассоциацию художников революционной России: Павел Радимов, Василий Рождественский. Московские живописцы – Игорь Грабарь, Илья Машков, Михаил Кончаловский, которые экспериментировали в рамках «Бубнового валета». Удивительный по красоте, изяществу и отстраненности от действительности Михаил Соколов. Татьяна Маврина и Николай Кузьмин – представители последнего свободного творческого объединения художников «Тринадцать». Павел Кузнецов – символист, который создал знаменитую «Киргизскую сюиту». На выставке представлен его натюрморт «ТЭЖЭ» – художественная реклама продукции парфюмерного Треста эфира жировых эссенций, образец промдизайна того времени. Есть в экспозиции и скульптура «Крестьянка», ставшая первым несомненным успехом будущего всемирно известного скульптора Веры Мухиной.
Выставку произведений искусства дополняют архивные материалы – фотографии, каталоги, книги, связанные с жизнью Игоря Грабаря, Бориса Иогансона, Дмитрия Шмаринова и других абрамцевских художников 1930-х годов.
– Абрамцево всегда было одним из художественных центров страны, – отметила директор музея Елена Воронина. – Позже образовался поселок Ново-Абрамцево, где были устроены мастерские, и творили художники.
Абрамцево и ранее вдохновляло известных художников на создание великих произведений. Например, там были написаны «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» Ильи Репина, «Аленушка» и «Богатыри» Виктора Васнецова, «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова и другие шедевры русской живописи.
Выставка будет работать до 5 апреля.