26.03.2015 10:15
Рубрики
Культура
Теги
26.03.2015 10:15

Метаморфозы творчества Саяны Шухэртуевой

Художник Саяна Шухэртуева в родном поселке Агинском Забайкальского края – настоящая знаменитость. И дело не только в том, что произведения мастера обладают яркой индивидуальностью. Многие поклонники ее творчества уверены, что они наделены магической силой, способной возвращать семейное счастье. Так ли это на самом деле, неизвестно, но то, что каждое из произведений, созданных любящей женой и матерью троих детей Саяной Шухэртуевой, словно излучает солнечную энергетику – очевидный факт. Убедиться в этом смогли посетители персональной выставки, которая состоялась в рамках соглашения о сотрудничестве между региональными отделениями Союза художников России.

В экспозиции, посвященной Белому месяцу по бурятскому календарю, были представлены произведения, выполненные в технике уникальной графики, коллекционные куклы из рога и ювелирная бижутерия. Интересно, что в каждой работе мастера органично соединены традиционные восточные приемы и новейшие художественные решения. Образы изящны, воздушны и слегка эфемерны, как блики реального мира, отраженные в водной глади. О том, что вдохновляет художницу на творчество и почему она мечтает переехать на Байкал, Саяна рассказала нашей газете.

– С Иркутском в моей судьбе связано многое, ведь в первый раз я побывала здесь, когда моему ребенку восстанавливали зрение в Микрохирургии глаза, с тех пор для меня этот город ассоциируется с чем-то очень добрым и сильным. Конечно, я люблю свою малую родину, ведь, по бурятским поверьям, только она способна исцелять человека физически и духовно. Но если бы я куда-то и хотела бы переехать, то это был бы Иркутск, мне очень близок Байкал, который я воспринимаю не как природный объект, а как живое существо, жить рядом с которым – большое счастье.

Это уже вторая моя выставка в Иркутске, поэтому здесь я постаралась показать, в основном, работы за последние два года. Среди них несколько серий, например, «Бабочки», которые у бурят являются символом долголетия, поэтому орнамент в виде изображения этого насекомого часто можно встретить в быту, в утвари и одежде.

– Интересно, а почему долголетия? Ведь бабочки живут так недолго.

– Она символизирует бесконечный цикл перерождения: гусеница, куколка и бабочка. Вся ее жизнь – сплошные метаморфозы, что совпадает с буддийским пониманием бесконечности жизни и самосовершенствования – от безобразной гусеницы до прекрасной бабочки. Поражает, что все это сокрыто в одном существе, наверное, поэтому прекрасное эфирное существо задело меня за живое, и когда я случайно сделала рисунок, он вылился в целую серию. На выставке можно увидеть триптих, где символически представлен бесконечный круг Сансары. В первой работе мы видим предчувствие жизни, во второй – в центре женщина – бабочка во плоти. Напомню, что в буддизме родиться человеком в этом мире, также сложно, как зерну из целого мешка, высыпанному на иглу, задержаться на острие. Это удается лишь самым достойным, поэтому и женщина на рисунке умиротворена и наслаждается жизнью в образе бабочке.

– Последняя работа триптиха символизирует смерть?

– Не смерть как таковую, а перерождение души человека в следующее тело, ведь переродиться в другого человека – тоже чудо. О другом измерении восприятия мира и самого себя рассказывает работа «Мир только сон», на создание которой меня вдохновила притча о том, как буддийскому монаху приснился сон, что он бабочка, которой снится сон, что она – монах. Только у меня в образе бабочки снова женщина – продолжательница рода, источник жизни, которая шагает, держа в руках пиалу с белым молоком и благословляя все живые существа. Видно, что мысли ее не о бренном, а о прекрасном, ведь долголетие – это не только физическое здоровье, но и духовная чистота, которая возможна только, когда человек умиротворен, наслаждается этим миром и умеет прощать. А когда человек приходит к гармонии с самим собой, он может жить в гармонии со всей Вселенной.

– Мальчик с крыльями в работе «Подснежник» – тоже из этой серии?

– Я веду свое происхождение от бурят хори, чья праматерь была лебедью. По легенде ее будущий муж, улучив момент, когда она купалась, спрятал ее оперенье, и она стала его женой, родив ему 11 сыновей. Они дали начало бурятским родам, каждый из которых имеет свое тотемное животное и глубокую историю. Мальчик на картине – один из потомков матери-лебеди, он связан с небом, за его спиной крылья, и он идет, не касаясь земли, а вокруг подснежники, символизирующие раннюю весну и начало новой жизни.

– Как вы вошли в мир искусства?

– Моя мама по профессии режиссер, поэтому я воспитывалась в творческой среде. Сколько себя помню – столько рисую, в школе я даже не могла усвоить урок, если при этом что-то не чиркала. Наверное, поэтому я была довольно странным ребенком для своего времени, и отношения с одноклассниками у меня не складывались. Но когда я решила стать художником и попала в среду таких же нестандартных личностей – все встало на свои места. Я почувствовала себя очень комфортно. Сначала окончила художественно-оформительское отделение Читинского музыкального училища, потом поступила в школу старобурятской живописи Д.-Н. Дугарова в Улан-Удэ, где обучалась искусству танки.

– Как сложился ваш стиль, кто вдохновлял вас на творчество?

– Стиль сложился естественным образом, на мое творчество очень сильно повлиял мой дедушка, который был дарханом – кузнецом. Он часто сажал меня рядом с собой, когда что-то ковал, рассказывал мне старинные бурятские сказки, учил воспринимать жизнь, красоту, слушать тишину. Дед был необыкновенным человеком, он с самого детства погрузил меня в мир бурятской культуры, вложил в мою душу основополагающие понятия о добре и зле, устройстве мира и многом другом.

– Правда ли, что ваши куклы из рога обладают магическими свойствами?

– Не знаю, как насчет магии, но кукла во всех культурах мира – сакральный предмет. Идея делать куклы из рога родилась совершенно случайно. Когда кололи корову, от нее остались спиленные рога, я взяла их в руки и увидела, что на опаленных местах возникло личико с глазками… Я поняла, что этот рог должен стать куклой. Кстати, рога также во всех культурах – символ благополучия, может быть в этом секрет маленьких чудес, которые случались с людьми, купившими мои куклы. Например, к одной женщине вернулся муж, а молодые девушки считают, что покупка кукол мужчин – баторов помогла им выйти замуж. Не знаю, так ли это на самом деле.

– Вы приняли участие в создании Агинского окружного театра современной драмы и синтеза «ДалиТэ». А причем тут театр?

– Мой супруг Владислав – театральный режиссер. В 1997 году мы создали частный театр актера и художника, и с этого момента у нас началась совместная творческая деятельность. Театр стал моей второй любовью после изобразительного искусства. Постепенно он стал муниципальным, со своим зданием и выставочным залом, где постоянно проходят вернисажи. Мы сами оставили театр, захотелось попробовать что-то новое, ведь жизнь человека так коротка – вот мы проснулись, вздохнули, и она уже закончилась. Она – лишь миг, похожий на всплеск волны, поэтому нужно постоянно двигаться к новому, помогать себе и людям обрести мир в душе.