30.03.2015 07:15
Рубрики
Власть
30.03.2015 07:15

Расходы бюджета под контролем депутатов

Результаты четырех проверок по эффективности расходования бюджетных средств, проведенные областной КСП, рассмотрела комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Геннадия Нестеровича.

Одна из них касалась рационального и законного использования такой расходной статьи областного бюджета, как ассигнования на охрану семьи и детства. На эти цели ежегодно выделяется более 2 млрд рублей (в 2014 году – 2,3 млрд рублей).

В Иркутской области действует целый ряд законодательных актов, направленных на оказание социальной поддержки семьи и детства. Это и выплата материнского капитала в размере 100 тыс. рублей, и единовременная выплата при усыновлении ребенка в размере 100 тыс. рублей, и 35-тысячное денежное пособие при рождении двух и более детей и т.д. Наиболее затратным для областного бюджета является закон «О ежемесячном пособии для ребенка в Иркутской области». Под него попадают 274,8 тыс. детей. На его реализацию требуется более 1 млрд рублей.

Хотя КСП не выявила особых нарушений в использовании бюджетных средств, аудитор Лариса Мулярова отметила в своем заключении, что сегодня меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, предусмотрены многочисленными правовыми актами, зачастую разной юридической силы (областными законами и постановлениями правительства). Она предложила систематизировать все меры соцподдержки, объединив их в единый правовой акт.

Предметом другой проверки стало обеспечение продуктами питания 10 социальных учреждений из 80, подведомственных областному министерству социального развития, опеки и попечительства.

Анализ законодательства показал, что каких-то специальных требований к организации питания граждан пожилого возраста, инвалидов, умственно отсталых детей и детей с ограниченными возможностями не установлено.

Приобретение продуктов питания в домах-интернатах осуществлялось на 70% за счет доходов от платной деятельности. А вот в детских домах-интернатах и реабилитационном центре это доля незначительна. По большей части деньги за платные услуги тратятся на содержание персонала, что, по мнению аудиторов, является нарушением.

Расходы на приобретение продуктов в 2014 году не снизились по сравнению с 2013 годом. Даже немного увеличились. Стоимость питания на одного человека в день колеблется от 80 рублей в доме-интернате города Усолье-Сибирское до 120 рублей в доме-интернате, расположенном в поселке Усть-Ордынский. Самая высокая – в Марковском геронтологическом центре – 125 рублей.

Как отметила аудитор Лариса Мулярова, фактическая стоимость питания во многом зависит от закупочных цен на продукты. Для их снижения часть продуктов приобретается без посредников у местных производителей. Сегодня их доля в общем закупе составляет примерно 40%.

На вопрос депутатов: используется ли для питания собственная продукция, выращенная воспитанниками домов-интернатов, министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов сказал, что практике ведения собственного подсобного хозяйства последние три года уделяется большое внимание.

– На сегодняшний день ряд наших учреждений полностью обеспечивают себя картофелем и овощами. Прекрасный пример ведения подсобного хозяйства демонстрирует дом-интернат поселка Тулюшка. Хозяйство поставляет в столовую не только свежее мясо, молоко и хлеб, но даже мед.

Отдача, по мнению министра, могла быть и больше, но для качественной обработки 870 гектаров сельскохозяйственных угодий, которые находятся в распоряжении социальных учреждений, требуется сельхозтехника: тракторы, комбайны, автомобили. Но министерство не правомерно производить такие виды трат.

Выход предложил Геннадий Нестерович. По его мнению, минсельхоз мог бы выделить толику денег из бюджетной дотации на приобретение необходимой техники:

– Мы помогаем фермерам, а почему бы не помочь домам-интернатам. Они кормят себя, то есть решают общую для области продовольственную программу, и это очень хорошо, и требует нашей поддержки и одобрения. 

На заседании комиссии были также заслушаны итоги проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных Тайшетскому району в 2014 году на образование, культуру и спорт. Всего из областного бюджета было перечислено 837 млн рублей. Из них 195 млн рублей на дошкольное образование. Это, как установили аудиторы, на 6,7 млн рублей превышает расчетный объем.

Еще одно крупное нарушение – незаконная выплата 25-процентной надбавки работникам образовательных учреждений за работу в сельской местности. Она производилась в четырех городских поселениях, не имеющих такую льготу. Перерасход заработной платы составил 11,7 млн рублей.

Заместитель мэра Тайшетского района Юрий Кириллов объяснил это нарушение тем, что никакой промышленности в этих населенных пунктах нет, и они лишь формально числятся рабочими поселками.

– Если это действительно так, – заметил Геннадий Нестерович, – тогда надо менять им статус, переводить в сельские поселения. Только после этого у вас появится законное право на выплату педагогам денежной надбавки.

Подвергся проверке КСП и ряд учреждений, подведомственных областному министерству культуры и архивов. Были выявлены нарушения бюджетного законодательства, в том числе расходование денежных средств на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а также отступления от трудового и гражданского законодательства. Депутаты рекомендовали рассмотреть возможность формирования в министерстве органов, которые могли бы контролировать финансовую деятельность подведомственных бюджетных и автономных учреждений.