Детская преступность снижается
Но остаются проблемы с подростковым суицидом
Детская преступность в Иркутской области сокращается. Если в 2013 году несовершеннолетние совершили свыше 2 тыс. преступлений, то в 2014 году – чуть более 1,9 тыс. Львиная их доля носит имущественный характер – кражи и грабежи составляют две трети всех нарушений, еще 20% – тяжкие и особо тяжкие преступления. Между тем правоохранительные органы и общественников беспокоит высокая статистика детского суицида, который происходит во многом из-за невнимательности родителей, школы, общества.
Ежегодно в Приангарье подростками совершается порядка 2 тыс. преступлений, что составляет 7% от общего числа правонарушений, которые регистрируются в регионе. Для сравнения: среднероссийский показатель – 5%. Тем не менее, в 2014 году отмечено снижение детской преступности. В 70% случаях подростки совершают кражи и грабежи, в 20% – тяжкие и особо тяжкие преступления, включая убийства. В 15% случаев на нарушение закона подростки шли в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
– Одной из причин высокой подростковой преступности является наличие в регионе большого количества учреждений системы исполнения наказаний. В Приангарье 26 колоний для несовершеннолетних, – пояснила начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Иркутской области Людмила Храменкова.
Снижению детской преступности способствуют профилактические меры, работа инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в жилом секторе, введение в регионе «комендантского часа», запрет на продажу алкоголя в вечернее и ночное время.
В то же время наблюдается значительное снижение преступности в отношении детей, за последние семь лет она уменьшилась на четверть. По словам заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Евгения Касьянникова, активизировалась работа всех субъектов профилактики, и в первую очередь межведомственной комиссии при правительстве региона. Впрочем, остаются нерешенными вопросы с детскими самоубийствами. В регионе до сих пор не разработана профилактическая программа в отношении суицидов. Хотя, как отметил Евгений Касьянников, опыт других территорий, например, Алтайского края, показывает, что результатом принятых подобных программ является значительное снижение количества добровольного ухода подростков из жизни.
– У детей в возрасте 14 лет попытки суицида – это реальные намерения, связанные с разными желаниями, но в основном с желанием уйти от проблем. Они могут быть различными: от проблем адаптации в обществе, так называемых факторов гонения в школе, до физиологических, например, лишний вес, – говорит заместитель руководителя СУ СК РФ по Иркутской области.
Предотвратить самоубийства могло бы более внимательное отношение родителей к своим детям. Зачастую они либо не замечают изменения в поведении ребенка, либо стараются решить проблемы только собственными силами, когда надо обращаться к психологу.
– Существует мнение, что обращение к психологу или психиатру – это какой-то порочный шаг, свидетельство того, что семья не может справиться с проблемами. Но если ребенок близок к самоубийству, это означает, что семья действительно не справляется, – считает Евгений Касьянников.
Свою воспитательную работу должна выполнять и школа. Уже много лет в стране действует система ГИА и ЕГЭ, но по-прежнему при приближении экзаменов у детей растет неоправданная тревога, боязнь остаться без аттестата. Как отмечает уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова, детей не надо накручивать, стращать наказаниями за возможные «двойки»:
– Важна роль и школьного психолога, но у них такая нагрузка, что они вряд ли могут охватить своим вниманием всех детей в учебном заведении. К тому же и сами школьники не всегда могут довериться специалистам, считая, что их проблемы могут стать известны всей школе.
Евгений Касьянников дал несколько советов, которые помогут предотвратить возможные суициды. Первыми тревожными сигналами могут стать разговоры о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах или новостях. Родителям стоит насторожиться, если у ребенка появилась тематическая литература, или же он участвует в обсуждениях данной темы в социальных сетях.
– Если ребенок желает побыть в одиночестве, это не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но говорит об его эмоциональном дискомфорте. На это родителям также стоит обратить внимание. Кроме того, обратиться за помощью к психологам следует сразу, как только родители услышали от ребенка размышления о том, что он никому не нужен, – порекомендовал Евгений Касьянников.
Необходимо знать, что формирование позитивной самооценки защищает детей и подростков от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться с тяжелыми жизненными ситуациями. Для этого родителям не следует оказывать постоянное давление на подростка, необходимо поддерживать его стремления, а также важно открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы своих детей.