30.03.2015 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
30.03.2015 07:15

Дмитрий Егоров: Защита бюджетных средств от хищений выходит на первый план

В ближайшее время мэр одной из территорий Прибайкалья может получить статус обвиняемого по уголовному делу, связанному с махинациями с бюджетными средствами, которые предназначались для жилищно-коммунального хозяйства. В управлении экономической безопасности и противодействия коррупции регионального ГУ МВД не стали называть фамилию чиновника, но подчеркнули, что весь необходимый материал уже направлен в следственные органы для решения о возбуждении уголовного дела. О том, как борются с казнокрадами, а также с черными лесорубами, расхитителями нефти и другими преступниками, подрывающими экономические устои государства, рассказал заместитель начальника УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области Дмитрий Егоров.

– Дмитрий Сафонович, вы, естественно, не можете делиться оперативной информацией. Но все же, ожидаются ли в ближайшее время новые разоблачения нечистых на руку чиновников?

– У нас имеются материалы доследственной проверки, по которым, как мы надеемся, будет возбуждено уголовное дело. В одном из районов области мэр, вступив в сговор с подрядчиком – предприятием жилищно-коммунального хозяйства, совместно совершили хищение порядка трех миллионов рублей. При этом они составили фиктивные документы о том, что якобы были заменены запорная арматура, трубы, ведущие к домам, и прочее. Сейчас материалы направлены в следственные органы Следственного комитета.

Жилищно-коммунальное хозяйство находится под нашим пристальным вниманием. На модернизацию ЖКХ идет серьезное государственное финансирование, так что защита бюджетных средств от хищений, особенно сейчас, в связи с кризисом, выходит на первый план.

Остальные задачи управления остались прежними – мы защищаем производителя и собственника от криминальных и коррупционных посягательств, работаем над созданием благоприятного инвестиционного климата в предпринимательской среде, противодействуем коррупции в органах государственной власти, местного самоуправления. Также занимаемся подрывом экономических основ организованной преступности, в том числе этнической.

В прошедшем году силами УЭБ и ПК было выявлено около 1100 преступлений экономической направленности, что выше среднероссийского показателя. Раскрыто порядка 500 коррупционных преступлений, в том числе впервые в истории подразделения – 79 фактов получения взяток, из них семь в крупном и особо крупном размере.  

– По каким громким делам вели оперативное сопровождение ваши сотрудники?

– Можно привести в пример бывшего директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» Александра Рассолова, который в феврале этого года был осужден на 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и к выплате штрафа порядка 80 млн рублей. Он признан виновным в получении взятки, в растрате крупной суммы денег и в служебном подлоге. Ранее по решению суда получил восемь лет условно и его заместитель.

В начале этого года был вынесен приговор организованной преступной группе ангарчанина Алексея Березюка, которая занималась хищениями нефти из магистральных нефтепроводов. В состав группы входил сотрудник службы безопасности «Востокнефтепровода». Березюк получил 5,5 лет лишения свободы. Другие лица также были осуждены на сроки от трех до пяти лет лишения свободы.

Что касается организованных преступных групп, в 2014 году силами управления по экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД была пресечена деятельность семи ОПГ.

– На чем они специализировались?

– Сферы преступной деятельности разные. Это уже упомянутый топливно-энергетический комплекс, кредитно-финансовая сфера. Например, была пресечена деятельность двух групп, которые занимались обналичиванием денежных средств через фирмы-однодневки. По их счетам прошло порядка 2,5 млрд рублей. В ближайшие месяц-два оба дела будут направлены в суд.

В первом полугодии планируется завершить расследование уголовного дела в отношении группы лиц, которые пытались совершить в Иркутске рейдерский захват предприятия сферы недвижимости и хищение имущества на сумму более 100 млн рублей. Схема такова: были составлены фиктивные договоры займов, с ними злоумышленники пошли в суд и на основании положительного судебного решения пытались захватить предприятие.

Если раньше рейдеры действовали какими-то общеуголовными, силовыми методами, то сейчас преступники так не работают – все делают путем получения судебных решений по подложным документам. Преступной деятельности придается видимость законности.

Но большинство ОПГ действовали в лесопромышленном комплексе.

– На этой теме хотелось бы поподробнее остановиться. Осенью прошлого года на выездном совещании областного правительства и Заксобрания в Боханском районе, которое было посвящено теме незаконных рубок леса, и где вы тоже принимали участие, шла речь о том, что Боханский и Осинский районы станут пилотной площадкой по отработке эффективных технологий борьбы с черными лесорубами. Какое-то движение есть в этом направлении?

– Да. Сразу скажу, что борьба с незаконными рубками подразумевает комплексное применение мер, и здесь многое зависит от прокурора, который координирует деятельность различных органов. Это касается вопросов возбуждения уголовных дел, направления их в суд, поддержки государственного обвинения.

Межмуниципальный Боханский отдел МВД обслуживает три района – Боханский, Осинский и Усть-Удинский. В Усть-Уде приступил к должности новый прокурор Андрей Огибалов, который, не побоюсь этого слова, возглавил борьбу с лесными ворами. Под его эгидой пресечена деятельность целого ряда ОПГ. Часть лиц арестована, по нескольким группам дела направлены в суд.

Судебная практика складывается по-разному. Где-то судьи накладывают арест, где-то нет. А очень важно, чтобы преступники находились под стражей, чтобы они не оказывали давления на свидетелей, чтобы не были утрачены вещественные доказательства. Когда в районе в комплексе начинают работать полиция, прокуратура и суд, это дает свой эффект.

– Колонны лесовозов, едущих по Качугскому и Александровскому трактам, стали уже притчей во языцех. Нам нередко от читателей приходят снимки, сделанные, в том числе, на посту на въезде в Иркутск. Читателей очень интересует, когда там будет наведен порядок?

– Самый главный принцип уголовного законодательства – неотвратимость наказания. Начались аресты лесных воров в Усть-Уде, и это хорошо. Под стражу взяты предполагаемые преступники в Бохане и Тулуне. Пока не начнут сажать за кражи леса на реальные сроки, ничего не изменится. Я понимаю, о чем вы спрашиваете – этот пресловутый пост на Александровском тракте. Не буду говорить громких слов, но мы постараемся максимально декриминализовать рубки леса в Эхирит-Булагатском и Иркутском районах.

Также отмечу, что сейчас мы разрабатываем совместный план работы с новым руководством агентства лесного хозяйства Иркутской области, чтобы оздоровить ситуацию в отрасли.

– Недавно проблема воровства леса снова обсуждалась в региональном парламенте. Говорилось и о том, как действуют преступники. Например, как в лес заезжает машина, оттуда выгружаются лесорубы, быстро все пилят и скрываются. Потом уже приходит большегруз с рабочими, и если их кто-то и настигает, эти люди отвечают: «Мы мимо ехали, вот видим, лес лежит, но мы ничего не рубили». И вроде спроса с них нет. Но ведь было ужесточено наказание за хранение, перевозку древесины с целью сбыта.

– Это еще доказать надо, зафиксировать. Задержанные часто говорят: «Мы не рубили. Кто-то подрезал дерево, мы подошли, толкнули, оно и упало». И только когда им покажешь видео, где видно кто и что рубил, прекращают повторять свои сказки.  

Преступники во время рубок выставляют несколько своих заградительных постов, ведут контрнаблюдение. В одном из районов на днях хорошо сработали наши сотрудники. Полицейским удалось пройти так называемые фишки, подобраться к незаконным рубщикам и зафиксировать на видеокамеру доказательства их вины.

Злоумышленники вообще быстро подстраиваются под изменения в законодательстве, работу оперативных подразделений. Нельзя забывать, что незаконные доходы позволяют им иметь высокопроходимую технику, экипировку, современные средства связи и так далее. Так что на другой стороне баррикад у нас очень серьезный противник. И это относится не только к лесу, но и к топливно-энергетическому комплексу.

– Незаконных врезок в нефтепроводы выявляется из года в год все меньше, но искоренить их полностью не удается. Какие проблемы есть в этой сфере?

– Число незаконных врезок действительно значительно уменьшилось – с больше сотни в 2007 году до 11 – в 2014-ом. Помогает нам в работе взаимодействие со службой безопасности ООО «Транснефть – Восток».

Недавно при начальнике главного управления прошло селекторное совещание, где поднимался ряд проблемных вопросов. Так, у нас раньше все врезки в нефтепроводы осуществлялись в пределах промышленных зон и резервуарных парков, потому что транспортировка похищенного углеводородного сырья – дело дорогостоящее и опасное, могут задержать. Врезки были в основном в Ангарском и Усольском районах. Сейчас пик криминальной активности приходится на Зиминский, Нижнеудинский и Тайшетский районы. Преступники «отодвинулись» на запад области, несмотря на то, что у них там возникают проблемы с транспортировкой, хранением и переработкой. Поэтому надо усиливать местные оперативно-следственные группы, учитывая специфику этих видов преступлений.

– Не меньше леса и нефти людей беспокоит воровство бюджетных средств. Расскажите об этом направлении своей работы, какие есть результаты?

– Да, где есть бюджетные средства, всегда найдутся лица, которые хотят к ним «приобщиться». Допустим, зачастую вскрывается банальная схема «мертвых душ», когда, например, в образовательном учреждении трудоустроено много людей, которые на самом деле там не работают.

Немало преступлений было раскрыто управлением в связи с хищениями различного рода субсидий, которые выдаются, допустим, на поддержку малого и среднего предпринимательства. Они, как правило, целевые. Злоумышленники опять же составляют фиктивный пакет документов и незаконно получают деньги.

Силами сотрудников УЭБ и ПК выявлено много махинаций и с материнским капиталом. Причем нами были акцентированы усилия на пресечении деятельности тех, кто занимался организациями этих схем. Одна из них – составление фиктивных договоров купли-продажи недвижимости. Фирма заключает договор займа с матерью, что, якобы, женщине были заняты деньги на приобретение жилья. Эти документы предоставлялись в Пенсионный фонд, и в результате перечислялись не на счет матери, а данной фирме.  

При этом в зависимости от семьи или конкретной женщины, с которой они ведут дела, действовали преступники по-разному. Кому-то реально покупали недорогое жилье и себе забирали часть денег, а в некоторых случаях просто обналичивали по фиктивным договорам сертификаты и практически все забирали себе.

Вот, например, в Черемховском районе была арестована одна гражданка. В селе Голуметь некоторым мамочкам, ведущим асоциальный образ жизни, она вообще ни рубля не давала после обналичивания материнского капитала. Женщина так запугала людей, что они даже никому не жаловались и только после ее ареста стали обращаться в полицию.

Благо, сейчас законодатель запретил микрофинансовым организациям работать с материнским капиталом.

Хотелось бы напомнить, что 16 марта у сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции был профессиональный праздник. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поздравить коллег и пожелать им в первую очередь профессионального роста, чтобы преступный мир понимал, что на страже экономических интересов стоит наша служба, и каждый из преступников рано или поздно будет наказан.