Первые мастерские для особенных детей

В Иркутске стартовал проект по социализации детей с нарушениями в развитии

Дети, имеющие серьезные нарушения в интеллектуальном и психическом развитии, получили возможность с помощью занятий рукоделием улучшить качество жизни. В Иркутском реабилитационном техникуме при поддержке министерства социального развития, опеки и попечительства региона для них открылись особые мастерские. Идея проекта принадлежит общественной организации для детей-инвалидов «Солнечный круг».

11-летний Сева, погрузив руки в мягкую глину, сосредоточенно смотрит на гончарный круг. То, что не боги горшки обжигают, этот страдающий аутизмом мальчик понял еще несколько дней назад, когда к своей и бабушкиной радости слепил первый горшочек, сохнущий сейчас на полке. Занятия в рамках проекта в Иркутском реабилитационном техникуме 25 марта проводились в третий раз, но журналистов и других гостей позвали сюда только после того, как ребята немного пообвыклись, ведь недаром их называют особенными.

– В нашу организацию входят на данный момент 17 семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями в развитии интеллекта, психики, эмоционально-волевой сферы, – рассказывает руководитель региональной общественной организации «Солнечный круг» Александра Рыкова. – Раньше такие дети считались совершенно необучаемыми и находились в четырех стенах, а сейчас мы понимаем, что они имеют право на полноценную жизнь. В ноябре прошлого года я в группе общественников была в Германии, где увидела опыт работы с детьми, у которых есть тяжелые нарушения. Там выстроена пожизненная система сопровождения таких детей. Эта поездка и дала толчок для осуществления данного проекта.

15-летняя дочь Александры Рыковой держит за руку педагога, которая обучает ребят ткачеству. На первых занятиях они делают дранки для половиков. Сначала кажется, что не все ученики смогут усвоить урок. Но инструктор по труду Людмила Кислицина уверяет – все у них получится. Женщина имеет опыт работы с детьми-инвалидами и не перестает перечислять примеры удачной социализации ребят, в которых многие совсем не верили.

– Вот крестом вышиты два полотенца, это бранная вышивка. Сделала все это одна девочка-сирота, которая считалась необучаемой. Чтобы вышить эти изделия, нужно увеличить схему, все рассчитать. Я ей помогла, и она прекрасно стала вышивать, у нее загорелись глаза. У девочки был страшный диагноз, но сейчас его изменили, наступило улучшение. Ученица говорила мне: «Людмила Яковлевна, а меня в детдоме только дурой все звали». А еще как-то ко мне на занятия пришел мальчик с ДЦП. Он домашний, жил с мамой и бабушкой, папа их бросил. Если первый год он садился, у него руки «летали» туда-сюда, колени били в нижнюю крышку стола, он кричал, то через полтора года он уже спокойно сидел и собирал бисер на нить, делал разную бижутерию. Он стал себя чувствовать полноценнее, начал самостоятельно ездить в общественном транспорте. Каждое дите – это индивидуальность, надо его почувствовать. Здесь в ткацкой мастерской им нравится уют, тепло. Дай Бог, чтобы эти дети у нас согрелись, чтобы общество их начало принимать. – Людмила Яковлевна, пообщавшись на ходу с журналистами, продолжила дружелюбно и очень терпеливо помогать детям, которые то вскрикивают, то срываются с места – им сложно работать с такой непослушной тканью.

Для таких детей любой кажущийся здоровому человеку обычным навык, даже хотя бы правильно ножницы держать в руках – это огромный прогресс. И творчество в этом процессе помогает наиболее эффективно. Оно не только развивает моторику, но и делает детей более общительными, учит справляться с эмоциями, выстраивает некий порядок из того внутреннего хаоса, в который повергло их заболевание.

Занятия по керамике, ткачеству, вышиванию, бисероплетению для ребят из организации «Солнечный круг» бесплатны. Проект «Первые особые мастерские Иркутска» поддержан правительством региона.

– Уже стало доброй традицией сотрудничество нашего министерства с общественными организациями, – комментирует заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров. – Например, совместно с «Солнечным кругом» у нас проводится летняя специализированная смена на базе детского отдыха «Мандархан», и сегодняшний проект – логическое продолжение этой работы. Ребята, которые будут заниматься в наших особых мастерских, возможно, смогут стать студентами Иркутского реабилитационного техникума. А если опыт этого проекта окажется удачным, мы его будем тиражировать.

Занятия в группах проводятся компактно. К каждому особому ребенку требуется особый, индивидуальный подход. И такая адресная работа даже после нескольких уроков дает свои результаты.

– Как правило, наши дети сидят все время дома. А здесь мы можем пообщаться, ребятам уроки очень нравятся. Видите, с каким удовольствием наш мальчик за гончарным кругом месит глину. Это помогает ему сосредоточиться, себя контролировать, – делится впечатлениями Татьяна Павловна, бабушка уже знакомого нам Севы.

Мальчик, справившись с очередным горшком и походив немного вокруг стола, нашел себе новое занятие. Взяв комок глины, он начал лепить из него керамические круассаны – вполне похожие на оригинальную французскую выпечку. Кто знает, может, со временем этот «необучаемый», по мнению некоторых взрослых, ребенок, к величайшему их удивлению, проявит и талант пекаря?