Петр Турчанинов – от замысла к картине
Творческую «кухню» иркутского художника Петра Турчанинова, забытого при жизни и вновь открытого иркутским коллекционером Максимом Крыловым, раскрывает выставка в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. В экспозиции «Петр Турчанинов. Начало творческого пути» представлено более 50 его графических листов, рисунков, эскизов картин и панно, а также семейные фотографии и личные вещи художника.
– В 2013 году коллекционер Максим Крылов подарил нашему музею собрание произведений и некоторые личные вещи Петра Турчанинова – всего 150 предметов, – рассказала научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея Лидия Леонтьева. – Все это попало в руки коллекционера в 2009 году, уже после смерти автора. Реставраторы три года спасали работы, после чего состоялась первая выставка живописи Петра Турчанинова. Именно тогда искусствоведы заговорили о нем как о значительном художнике.
Творческий путь Петра Турчанинова не был простым. Он родился в 1932 году в семье рабочего. В 1950 году поступил в Иркутское художественное училище. Был студентом на курсе Аркадия Вычугжанина. Потом учился в Суриковском училище, к тому времени он уже сложился как художник.
– В столице он много времени проводил в музеях и выставочных залах, – отметила Лидия Леонтьева. – Об этом свидетельствуют дневниковые записи тех лет – небольшие блокноты, в которых он делал зарисовки, разбирал цвета и композиции. Внимательное изучение работ старых мастеров, пристальный анализ их творческого метода, поиск новых технологий и материалов помогли мастеру впоследствии развиваться.
После возвращения в Иркутск в 1962 году Петр Турчанинов начинает работать в художественном фонде областного отделения Союза художников РФ. Именно в те годы его картина «На озере» была встречена с критикой, но все-таки закуплена фондом. Затем Турчанинов вернул ее в свою коллекцию и исчез с творческого горизонта. В те годы он женился и нашел место на окраине предместья Рабочего для строительства собственного дома. Этим он занимался на протяжении нескольких лет, так как не имел постоянного заработка и жил в нужде. Тем более необычно выглядит буфет в стиле модерн из дома художника, который представлен на выставке. Украшенный резьбой со стеклянными вставками дорогой предмет никак не вяжется с простой обстановкой в его доме.
В экспозиции также можно увидеть черно-белые и цветные пейзажи окрестностей Иркутска.
– В основном это сельские пейзажи – небольшие поэтичные работы с полупрозрачными оттенками, – отметила Лидия Леонтьева. – Художник рисует простые деревянные домики, коров, старушек, сидящих на лавочках, горы. Но даже в таких небольших работах отражается красота, чувствуется трогательное отношение автора к своей малой Родине. Художник также обращался к городскому пейзажу, оставив нам достоверное бытописание своих современников.
Интересны его черно-белые портреты, где выражено, прежде всего, эмоциональное состояние человека. В основном автор любил изображать женщин и стариков, показывая непростую жизнь, мудрость и внутреннюю наполненность своих моделей. На выставке также можно увидеть коллекцию эскизов декоративных панно, предназначенных для украшения города. Их основные темы характерны для соцреализма – воспевание труда, науки, мира во всем мире и так далее.
– Цель выставки – показать творческую «кухню» художника от замысла до воплощения, – подчеркнула Лидия Леонтьева. – Что получилось у автора в итоге – его живописные работы можно увидеть в специальном фильме, который демонстрируется на выставке. Оригиналы этих работ находятся в коллекции Максима Крылова.
Выставка будет работать до конца мая.