Усть-Илимск стал вторым домом для беженцев из Украины
В феврале Виктория Сюрись родила дочку. В их семье с Александром это второй ребенок, старшей Насте сейчас 11 лет. В Усть-Илимске у них нет ни своего жилья, ни работы, да и приехали они в этот северный город в начале ноября прошлого года не по своей воле. Война на юго-востоке Украины заставила их искать убежище в далекой стороне.
Бегство
Вика и Саша жили в городе Кировское Донецкой области. Он, как и большинство мужчин Донбасса, трудился на шахте, она – в местной больнице. Когда начались военные действия, от бомбежки укрывались в подвале родительского дома. Почти два месяца там прятались. В конце сентября в дом попала бомба, к счастью, никто не пострадал, но Вика и Саша решили перебраться в более безопасное место: женщина была в положении, а Насте нужно было ходить в школу, но занятия постоянно прерывались.
Путь в Сибирь был долгим и извилистым. Уезжать за пределы страны сначала не планировали, отправились в Одессу, потом в Харьков. Но соотечественники, узнав о донецкой прописке, сразу меняли свое отношение к переселенцам – «сепаратисты и террористы» – так они называли несчастных людей, которые настрадались от бомбежки и мечтали о мирной и спокойной жизни. Пересечь украинскую границу с первого раза не вышло: камнем преткновения вновь стала донецкая прописка, военные потребовали разрешение на вывоз ребенка за пределы страны от второго родителя. К счастью, проволочек здесь не возникло, и молодая семья спешно покинула страну за несколько часов до закрытия дороги – опять началась бомбежка.
Еще летом младшая сестра Виктории Ольга с друзьями отправилась в Казахстан, но республика беженцев принимать отказалась. Один из приятелей вспомнил про своего родственника в Усть-Илимске. В северном городе Ольге, можно сказать, повезло – она довольно быстро сняла квартиру, хозяйка оказалась отзывчивой женщиной, помогла вещами и деньгами, чтобы и старшая сестра могла сюда перебраться. Оставалось только решить проблему с жильем. Деятельная Ольга подключила знакомых, друзей, дала объявление в интернете. Квартирный вопрос разрешился самым чудесным образом…
Встреча
Надежда Алексеевна (свое настоящее имя она попросила не указывать) живет в Усть-Илимске с 1979 года. В прошлом году она похоронила мужа и осталась одна в трехкомнатной квартире. Сыновья и внуки живут самостоятельно, навещают редко. Одиночество для Надежды Алексеевны стало серьезным испытанием. Она обратилась к Тамаре Михайловне Горобец, начальнику управления социальной защиты Усть-Илимска, с просьбой дать какую-нибудь общественную работу, главное – чтобы была возможность уходить из дома, общаться с людьми, помогать. Ранее сотрудники этой службы сделали много хорошего для семьи Надежды Алексеевны, и теперь ей хотелось отплатить добром. Тамара Михайловна предложила принять семью переселенцев с Украины.
Мысли о том, как они будут все вместе жить, не давали уснуть Надежде Алексеевне до глубокой ночи. Думала, переживала и, наконец, согласилась. Решающее значение для нее сыграли несколько факторов.
– Я выросла в шахтерской семье, поэтому шахтеры для меня – почти родные люди, – рассказывает Надежда Алексеевна. – Детство мое прошло в небольшом городке под Читой. Там было несколько бараков, в которых жили сосланные украинцы. За что их отправили в Сибирь, я не знаю, но между нами никакого разделения не было на своих и чужих, играли вместе. Вот и сейчас я не смогла остаться в стороне, узнав, что помощь нужна украинскому шахтеру и его семье.
К приезду новых жильцов Надежда Алексеевна готовилась загодя – освободила две комнаты – для родителей и девочки, в кухне поставила холодильник, не новый, но вместительный. Перед встречей волновалась, но все прошло гладко. Общий язык нашли быстро. «На берегу» договорились все возникающие проблемы обсуждать открыто и сразу, чтобы избежать ссор и недомолвок.
Трудности
Впрочем, трудности все-таки есть, но со временем они преодолеваются. Вика и Саша приехали в Усть-Илимск в начале ноября. На троих они получили единовременную выплату в 5 тыс. рублей. Устроиться на работу Александр долгое время не мог – запрещало российское миграционное законодательство. На первых порах деньгами, продуктами и вещами помогли совершенно незнакомые люди. Документы на получение статуса временного проживания выдали совсем недавно. Александр сразу устроился на лесопилку стропальщиком. Так что теперь есть на что содержать семью, которая стала на одного человека больше. Дочь Дарья весит уже почти пять кило. В свидетельстве о рождении у маленькой жительницы Усть-Илимска стоит российское гражданство.
Надежда Алексеевна с удовольствием помогает Насте с уроками – занимается русским и английским языками, декоративно-прикладным творчеством.
За месяцы совместного проживания размолвки все-таки бывали. Сказывается и разный менталитет, и уклад жизни, и даже состояние здоровья. Но быстро все разрешается. Мечтает Надежда Алексеевна уехать в Краснодар, там у нее есть дом, а в своей квартире временно оставить своих новых жильцов, ведь идти им некуда, а о возвращении на Родину не может быть и речи, там разруха и голод.
Щедрость
В Усть-Илимске на данный момент проживают 109 вынужденных переселенцев с юго-востока Украины. Девять из них прибыли из пункта временного проживания «Крылатый», расположенного под Братском, в их числе – трое несовершеннолетних. Дети обеспечены местами в детских садах и школах, взрослые – работой. Из средств городского бюджета им оплачена аренда квартир на два месяца.
Остальные переселенцы приехали в город самостоятельно, и свои проблемы с проживанием, оформлением документов решают самостоятельно. Практически все прибывшие в Усть-Илимск вынужденные переселенцы планируют свою дальнейшую жизнь связать с северным городом.