Ольга Степанова: Конкуренция на потребительском рынке – лучший агитатор за снижение цен
Нынче самая читаемая беллетристика – магазинные ценники. И это неудивительно – в условиях санкций, инфляции, изменившегося курса рубля население больше всего волнует рост стоимости товаров на потребительском рынке. Существуют ли способы укрощения цен? С этого вопроса и началась наша беседа с самым сведущим человеком в этом деле – руководителем службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Ольгой Степановой.
– Сами понимаете, командовать ценами в условиях рыночной экономики – затея бессмысленная, – говорит Ольга Анатольевна. – Сегодня законодательством регулируются только цены на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера, и на товары детского питания. В отношении всех остальных товаров действует классическая схема: спрос и только спрос определяет их цену. Правда, свою роль играет и нынешняя девальвация рубля. В связи с чем цена на импортные продукты, независимо от спроса, будет меняться вместе с курсом доллара и евро. Но мы в первую очередь заботимся об интересах простого покупателя, не имеющего больших доходов. Поэтому все усилия областного правительства сконцентрировали на сдерживании роста цен на основные продукты питания, входящие в продуктовую корзину. В марте в результате взаимодействия правительства Иркутской области и шести крупнейших торговых сетей («Слата», SPAR, «Вулкан», «Удача», «Багира», «Янтарь») в Иркутской области стартовал социальный проект «Цена на контроле». Проектом предусмотрено установление минимальной торговой надбавки на 14 продовольственных товаров первой необходимости.
– По федеральному списку?
– Нет, перечень был определен совместными усилиями на рабочей группе. Туда вошли: суповые наборы, куры мороженные, рыба мороженная неразделанная, масло растительное, масло сливочное, молоко, сметана, творог, яйца куриные, мука пшеничная, хлеб, крупы, макаронные изделия, кондитерские изделия. И было принято решение: розничная торговая надбавка на них не должна превышать 15% от цены производителя.
– То есть вместо обычных 25–30%?
– Совершенно верно. Да, продавец понесет какой-то убыток, но, во-первых, он может его восполнить увеличением стоимости каких-то деликатесных продуктов, а во-вторых, и это, пожалуй, главное, реализуется политика закупа продуктов напрямую у производителя, минуя оптовиков, которые, как вы знаете, тоже накручивают свои проценты к цене. Чем дешевле приобретаемый товар, тем для продавца менее обременительно снизить на него цену.
– А как вы склонили торговлю поступиться своими интересами и снизить надбавки? В области сотни, тысячи магазинов, как их уговоришь?
– В число участников штаба входит ряд крупных торговых сетей. Люди там вменяемые, трезво оценив нашу нынешнюю нелегкую ситуацию, они дали согласие на снижение торговых надбавок. Ну а остальным пришлось просто под них подстраиваться. Они прекрасно понимают, что покупатель пойдет туда, где цены ниже. Конкуренция – самый лучший агитатор.
– И каковы конкретные результаты этой работы?
– Сегодня в различных социальных проектах, в том числе и в проекте «Цена на контроле», принимают участие более тысячи торговых организаций. А результат налицо: если с начала года цены в целом по России подросли на 9,1%, по Сибирскому федеральному округу – на 7,1%, то у нас в области – на 6,9%. Приангарье находится в группе регионов с наименьшим ростом цен.
– А как ведут себя местные товаропроизводители? Они тоже ощущают социальную ответственность?
– Ценовая политика ряда крупных предприятий по производству продуктов питания, таких, например, как «Мясокомбинат Иркутский», акционерное общество «Белореченское», «Каравай», группа компаний «Янта» и другие, направлена на ослабление напряженности на продовольственном рынке. У них действуют свои социальные программы. В одних случаях это замораживание цен, в других – дисконтные скидки на отгружаемый товар.
– А нет ли у нас переизбытка розничной торговли?
– По области она распределена не очень равномерно. В Иркутске, возможно, и переизбыток, а где-то в районах и нехватка. Но чем вам, как покупателю, вреден переизбыток? Это благодатная почва для сдерживания цен. Особенно это важно сейчас. В период кризиса перед службой стоит непростая задача – максимально сохранить существующую торговую сеть и обеспечить качественными продуктами по доступным ценам население области.
Мы продолжаем работу по предоставлению 10 северным труднодоступным территориям Приангарья субсидий из областного бюджета для обеспечения населения продовольственными товарами. Субсидия направляется на частичное возмещение транспортных расходов по доставке продовольствия. На эти цели в казне предусмотрено 25,5 млн рублей. В период нестабильности цен на продукты данная мера поддержки приобретает особую значимость.
– Многие стремятся приобретать продукты на рынке. Как вы оцениваете такую форму торговли?
– Мы ее только приветствуем. Если, конечно, между производителем сельхозпродукции и покупателем не стоит перекупщик. Поэтому боремся за предоставление большего количества торговых мест для селян. И стремимся как можно шире практиковать ярмарочную торговлю, особенно ярмарки выходного дня, где сельхозпроизводитель чувствует себя полным хозяином. Между прочим, ангарчанам повезло больше всех: на их муниципальном рынке действует правило – торговая надбавка должна быть не выше 10%.
– Кстати, на мартовской сессии Законодательного Собрания принят закон, касающийся реконструкции сельхозрынков. Вы к этому тоже приложили руку?
– Да, службой был подготовлен проект закона. Дело в том, что федеральный законодатель еще три года назад установил достаточно жесткие требования к рынкам, в том числе сельскохозяйственным. Главное из них – торговля должна вестись в капитальных зданиях и сооружениях. И определил срок – до 1 января 2015 года. Затем, поняв, что перенести торговые ряды из легких павильонов в стационарное помещение дело непростое, требующее больших затрат, разрешил регионам самим устанавливать окончательные сроки. У нас в области пять сельхозрынков, два из которых – по улице Терешковой в Иркутске и в Братске – попадают под действие закона. Чтобы их модернизировать, потребуется ни один год. Взвесив все возможности, наша служба и предложила отодвинуть срок до 2020 года. Депутаты согласились с нашими доводами, утвердив законопроект.
– Какие еще есть инструменты по развитию рынка у вашей службы?
– Есть, например, выставки, ответственными за проведение которых является служба. Ближайшая, под названием «Сибпродовольствие, упаковка, оборудование», пройдет с 8 по 11 апреля в Сибэкспоцентре. Конечно, в центре внимания будет насыщение рынка товарами местного производства, но мы не зря включили в экспозицию и упаковку. Сегодня с ней острейшая проблема. Она же в основном готовится из импортных материалов, цены на которые растут как на дрожжах. Сегодня пакет для молока обходится производителю в 24 рубля, практически в цену самого молока. Поэтому одна из задач выставки – познакомить на ней отечественных производителей упаковочного материала с потребителями.
– Как влияет на повседневную жизнь людей развитие потребительского рынка?
– Население области не могло не заметить появления в регионе новых форматов торговли в виде современных торгово-развлекательных центров, предлагающих широкий спектр услуг, активного развития сетевой, фирменной и ярмарочной торговли. Все это обеспечило расширение ассортимента и доступа населения к качественным товарам по приемлемым для любого «кошелька» ценовым характеристикам. Повышение конкуренции на потребительском рынке области привело к более активным действиям торговых организаций в части применения демократичной ценовой политики.