Незаметный героизм Тамары Яхно
Иркутянка, заслуженный работник физической культуры России Тамара Яхно воевала в одном полку с легендарным асом воздушных боев, трижды Героем Советского Союза, будущим маршалом СССР Александром Покрышкиным.
Добровольцы-комсомольцы
Сойдя с поезда, Тамара радостно вздохнула: «Здравствуй, Иркутск! Здравствуй, родной город! Как я по тебе соскучилась…» В кирзовых сапогах, в которых летом жарко, а зимой холодно, шинели, выданной ей старшиной еще в 1941-м, с вещмешком за плечами она медленно брела по ночным улицам, не замечая ни моросящего дождика, ни луж. За четыре года здесь мало что изменилось. Все это время город работал только на Победу.
В Иркутске она родилась, выросла, училась в школе, самозабвенно увлекалась гимнастикой и акробатикой, тренировалась на прекрасном динамовском стадионе. Ей предрекали большое будущее и 15-летней девчонкой отправили в столицу защищать честь области на российских соревнованиях. «Не робей! – сказали ей перед выходом на помост.
А у нее сердце чуть ли не в пятки улетело, в соперницах известные, взрослые мастера. Когда закончила упражнение, трибуны разразились восторгом. «Молодец, Тамарка! – кричал счастливый тренер, – знай наших!»
Увлеченная и целеустремленная, она со школьной подругой уехала в Казань учиться в авиационный институт на отделение самолетостроения. Но началась Белофинская кампания, и Тамара пришла в военкомат, бойко заявив:
– Я – спортсменка, направьте меня в лыжный батальон.
– Девушек не берем, – отказали ей.
После второго курса поехала домой на каникулы, и в поезде узнала страшную весть о нападении фашистской Германии. Твердо решила: «Мое место на фронте!», и прямым ходом в военкомат. Уставший от бессонницы, майор хмуро отрезал:
– Не до девушек сейчас. Приходите позднее.
– Когда позднее, если война? – возмутилась Тамара, – да я любого парня за пояс заткну. Умею стрелять, прыгать с парашютом.
– Еще навоюешься, – смягчился майор, – мужчин отправим, потом решим, что с вами делать. Вы не одна такая, горячая, весь стол завален заявлениями от добровольцев-комсомольцев.
– Да что решать, – горячилась Тамара, – перед вами готовый боец, стыдно за меня не будет.
– Вот упрямая, – сдался майор, – хорошо, приходи через неделю, определим точку назначения.
20 сентября 1941 года ее включили в группу добровольцев и направили в Читу на курсы радиотелеграфистов. Готовили тщательно, знали, в каких невероятно сложных условиях предстоит воевать. В начале 1943 года Тамара прибыла в отдельный истребительный полк воздушной армии в должности начальника радиостанции группы наведения. В подчиненных – только девушки, прошедшие основательную школу.
Цветы от Покрышкина
Потом она скажет: «В атаку не ходила, вражеские танки не подбивала и особо выдающихся поступков не совершала». А ей и не надо было ходить в атаку – девушки-радистки повседневно находились на передовой и под огнем рвущихся снарядов ежечасно рисковали жизнью, из главного пульта управления держали связь с самолетами и командованием.
Самолеты взлетали и садились, и каждый раз после приземления к девушкам забегали летчики, чтобы сказать спасибо. На второй день дежурства Тамары на пульт управления поднялся бравый капитан с цветами:
– Спасибо, девчата! – если бы не вы, то, возможно, сегодня и не свиделись бы.
– Благодарите, Александр Иванович, нашего нового командира Тамару Яхно, – сказали радистки, – это она держала связь с вами.
– Так вот я кому обязан успешным выполнением боевого задания и возвращением невредимым! – широко улыбнулся капитан, протянув Тамаре букет цветов.
– Да что вы, – смущенно ответила Тамара, – ничего особенного с моей стороны, я лишь, как и все наши девушки, давала команды. Это вы геройски сражались с вражескими истребителями.
– Да, нет, вы даже очень причем, – возразил бравый летчик, – своими четкими действиями вы помогали мне атаковать и уходить от атак противников. Знайте, что от вашего незаметного героизма зависят судьбы боевых операций и жизни летчиков. Вы хорошо начали, Тамара, службу в нашем полку, благодарю от всей души.
Когда капитан покинул пульт управления, девушки в голос воскликнули:
– Ты хоть знаешь, Тамара, кто тебе цветы преподнес? Сам Покрышкин! Ас воздушных боев, на счету которого десятки сбитых немецких самолетов.
– Сам Покрышкин? – не поверила Тамара, – о его подвигах я наслышана. Представляла себе его суровым и недоступным. А он такой простой и земной…
Девушки гордились, что служат в одном полку с геройским летчиком, 30-летним командиром эскадрильи Александром Покрышкиным, и были счастливы, когда после возвращения с боевых заданий он приходил к ним с добрыми словами благодарности.
– Мне выпало быть свидетелем многих героических вылетов Покрышкина, – вспоминает Тамара Ивановна, – как командир эскадрильи, он показывал подчиненным примеры мужества и умения искусно атаковать. В одном бою подбил три вражеские машины. За этот подвиг Александр Иванович в 1943 году был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего же он в 143 воздушных боях сбил 59 самолетов.
В этих подвигах – частица невидимого героизма девушек-радисток, которые каждый день подвергали себя смертельной опасности и риску. Им приходилось ремонтировать и охранять радиостанции, принимать донесения и важные шифровки из Москвы. И все это под взрывами и бомбежками, непрерывными боями на Украине, Молдавии, Румынии, Польши…
До Берлина кавалер ордена Отечественной войны второй степени и обладательница 13 боевых медалей не дошла из-за тяжелого ранения у реки Висла. Долгое лечение в госпитале и кратковременный отпуск домой совпали с окончанием войны.
Возраст значения не имеет
…Мирная жизнь началась с чистого листа. Но она уже знала, чем будет заниматься. Тамара Ивановна Яхно посвятила себя спорту. Окончив техникум и институт физической культуры, она всю свою сознательную жизнь преподавала, вела уроки спортивной гимнастики и общефизической подготовки, читала лекции и тренировала, возглавляла областную федерацию.
Вся ее жизнь на одном дыхании, отдых – не для нее.
– Я не позволяю себе расслабиться и снизить тонус, – говорит она, – подъем в шесть утра, и день заполнен делами до упора. Никаких больничных, в занятиях спортом я черпаю здоровье и оптимизм.
В молодости воздушная, изящная, красивая, она и с годами не потеряла привлекательности – элегантная, подтянутая, стройная. Удивительно, но факт: она спокойно делает шпагат. И это в 94 года!
– А возраст не имеет значения, это образ жизни, – объясняет Тамара Ивановна и мило улыбается.
Медаль – орден «За заслуги перед Отечеством» – достойная награда великой труженице.