Игорь Мельников: Прошлогодняя ситуация с лесными пожарами не должна повториться
Некомпетентность бывших руководителей регионального Агентства лесного хозяйства, ненадлежащая координация тушения лесных пожаров, искаженные данные о реальном положении дел в лесхозах, слабый государственный контроль лесничеств над деятельностью арендаторов – помимо сложившихся природных условий, именно эти «человеческие» факторы стали основными причинами серьезной ситуации с лесными пожарами, которая была в Прибайкалье в 2014 году. Сейчас, когда начался очередной лесопожарный сезон, прокурор Иркутской области Игорь Мельников подробно рассказал корреспонденту «Областной» о выявленных надзорным ведомством нарушениях и мерах, которые принимают прокуроры сейчас, дабы не допустить повторения недавнего прошлого.
Были случаи, когда органы лесной охраны укрывали пожары от учета
– Игорь Анатольевич, в прошлом году ситуация с лесными пожарами в Иркутской области была признана провальной. Что показал ее анализ?
– В 2014 году в нашем регионе действительно складывалась крайне сложная лесопожарная обстановка, когда количество лесных пожаров по сравнению с 2013 годом возросло в четыре раза, а площадь, пройденная огнем, увеличилась в 29 раз. В отдельные дни регистрировалось свыше ста возгораний лесного фонда. Нередко площадь одновременно действующих лесных пожаров превышала десятки тысяч гектаров. В Нижнеилимском, Братском, Усольском районах сгорели жилые дома и объекты экономики.
Прокуратурой были выявлены существенные просчеты в организации работ по пожаротушению и грубые нарушения, которые повсеместно допускали лесничества, лесхозы, лесопользователи и органы местного самоуправления.
Обстановка осложнялась и в связи с тем, что в органах лесного хозяйства менялось руководство. Пришедшие руководители – на данный момент уже неработающие там – по причине своей некомпетентности не спешили устранять выявленные нарушения закона вплоть до наступления негативных последствий. Кадровая политика регионального Агентства лесного хозяйства, министерства промышленной политики и лесного комплекса в 2014 году фактически привела к коллапсу системы управления лесным хозяйством.
– Какие нарушения чаще всего в части подготовки территорий к лесным пожарам выявляли прокуроры на местах, и что обычно становится причиной таких нарушений?
– Еще в марте прошлого года на заседании рабочей группы в прокуратуре области мы установили, что Агентство лесного хозяйства к проверкам арендаторов – лесопользователей в преддверии лесопожарного сезона даже не приступило. Государственный пожарный надзор лесничествами был ослаблен. Вместо жестких требований об устранении нарушений, с арендаторами проводились некие не предусмотренные законодательством «беседы».
Некомпетентные бывшие руководители Агентства разработали и утвердили незаконную инструкцию по авиационному патрулированию лесов, которая позволяла уменьшать число вылетов, что фактически и произошло. Данный документ по моему требованию был отменен.
Также в 2014 году мы установили, что Агентство лесного хозяйства направило в Рослесхоз и губернатору Иркутской области сводный план тушения пожаров с недостоверными сведениями о наличии сил и средств пожаротушения. Лесничества и лесхозы искажали данные о состоянии и фактическом наличии лесопожарной техники. К началу лесопожарного сезона прошлого года не были должным образом готовы и многие пожарно-химические станции лесхозов. Комплектация их осуществлялась именно по требованию прокуроров, порой – в результате судебного понуждения. Так произошло, в частности, в Казачинско-Ленском районе. Тулунский межрайонный прокурор предъявил в 2014 году иск, после чего по решению суда в марте этого года в лесхоз был отправлен трал, необходимый для транспортировки гусеничной техники к местам лесных пожаров.
В судебном порядке прокуроры понуждали и арендаторов лесных участков укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, разработать проекты освоения лесов, которые предусматривают комплекс противопожарных мероприятий, обязывали очистить лесные деляны от порубочных остатков. Так, только по искам Братской межрайонной природоохранной прокуратуры суды приняли решение понудить 12 крупных арендаторов лесного фонда выполнить более 40 противопожарных мероприятий.
Да и органы местного самоуправления не во всех случаях обеспечили первичными средствами пожарной безопасности населенные пункты. Не были установлены системы оповещения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Минерализованные полосы своевременно не обновлялись. Решение этих вопросов также потребовало вмешательства прокуратуры.
Помимо этого, отмечу, что в разгар пожароопасного сезона в отдельных территориях органы лесной охраны скрывали пожары от учета, несвоевременно их регистрировали. Работы по локализации и тушению некоторых возгораний леса не велись вовсе. Эти факты также устанавливались прокурорами. Через суд они инициировали вопросы об уголовно-правовой оценке действий должностных лиц, понуждали представить достоверные сведения о площадях лесных пожаров, как было, например, в случае с Усольским лесничеством.
Качество расследования уголовных дел по лесным пожарам остается низким
– Возбуждаются ли по результатам этих прокурорских проверок уголовные дела?
– Всем фактам возгораний лесного фонда дана уголовно-правовая оценка. Возбуждено 201 уголовное дело. Однако правоохранительными органами только по восьми из них установлены лица, совершившие преступления. Качество доследственных проверок и расследования уголовных дел по фактам лесных пожаров (261 статья УК РФ) остается низким. Прокурорами отменялось каждое четвертое решение об отказе в возбуждении уголовного дела и о приостановлении расследования. Ведомственный процессуальный контроль над проведением доследственных проверок и расследованием уголовных дел со стороны ГУ МЧС и ГУ МВД по Иркутской области, на наш взгляд, недостаточен.
Порой грубые нарушения требовали самой жесткой прокурорской меры реагирования – направления материалов в Следственный комитет. Таких уголовных дел по инициативе прокуроров было возбуждено четыре.
Так, в Тыретском участковом лесничестве Заларинского района возник лесной пожар на площади сто гектаров. Об этом были своевременно проинформированы и начальник лесничества, и директор филиала ОГАУ «Южное лесопожарное объединение», и начальник пожарно-химической станции. Однако ни один из них не посчитал нужным организовать работы по ликвидации возгорания. В итоге пожар распространился на площадь около трех тысяч гектаров. По итогам рассмотрения проверки прокурора Заларинского района Заларинским межрайонным следственным отделом СУ СКР по Иркутской области в августе прошлого года возбуждено и расследуется уголовное дело по статье «халатность».
Другой пример. В Тайшетском районе прокурор установил, что глава Березовского муниципального образования внес в паспорт пожарной безопасности населенного пункта ложные сведения о наличии противопожарной преграды по всей границе деревни Байроновка с лесным участком. Фактически же работы по обустройству преград выполнены не были. В итоге по материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное преследование в отношении главы муниципалитета.
Всего же в 2014 году прокуроры выявили свыше 1200 нарушений законодательства об охране лесов от пожаров. В целях их устранения в суды направлено 256 исковых заявлений. Фактическое исполнение решений судов находится на контроле. В органы власти, местного самоуправления, лесхозы, лесопользователям внесено более 100 представлений, предостережено 108 должностных лиц. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 23 правонарушителя.
Лесничества опять начали направлять в область недостоверные планы тушения лесных пожаров
– Как ведется работа в этом направлении в текущем году?
– Из провальной прошлогодней ситуации с лесными пожарами были сделаны серьезные выводы. Напомню, что еще 27 марта 2014 года по итогам расширенного координационного совещания, проведенного в прокуратуре области, органы власти региона приняли меры к восполнению пробелов правового регулирования. Был разработан и утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров. В этом году мы продолжили работу над данным документом. Прокурор Аларского района, например, установил, что региональным правительством необоснованно не были включены 13 населенных пунктов, о чем мы проинформировали органы госвласти области.
С учетом итогов лесопожарного сезона прошлого года уже в январе 2015 года прокуроры провели проверку исполнения законодательства при формировании лесничествами планов тушения лесных пожаров. Ее результаты позволили на стадии подготовки данных планов вскрыть и пресечь различные нарушения.
В частности, было установлено, что отдельные лесничества снова направляют в Агентство лесного хозяйства Иркутской области планы тушения с недостоверными, не соответствующими действительности сведениями. Вот лишь несколько ярких примеров.
В документах Мамско-Чуйского лесничества в качестве средств пожарной безопасности были указаны несуществующие водонапорные башни Мамского, Витимского, Горно-Чуйского городских поселений. Также по факту не имелось в наличии лесопожарных плугов, мотопомп, пожарных автоцистерн, о которых отчитывалось Балаганское лесничество.
В Братском и Падунском лесничествах планы не содержали координаты пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных водоемов, контактные данные органов власти, местного самоуправления.
По результатам этой проверки прокуроры приняли необходимые меры реагирования – объявили предостережения и внесли представления. В феврале заместитель прокурора области объявил предостережение руководителю Агентства лесного хозяйства.
В результате в планы тушения лесных пожаров и сводный план внесены корректировки, автономными учреждениями организован ремонт специализированной лесопожарной техники.
Сегодня во исполнение моего указания прокуроры повсеместно продолжают проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров.
Количество санитарных рубок в лесах опять начало расти
– Нельзя обойти тему незаконных рубок, тесно связанных с лесными пожарами. В региональном парламенте на одном из последних заседаний снова поднималась эта проблема. (В частности, речь шла о вырубке леса в пойме реки Кая). А в прошлом году было выездное тематическое заседание Заксобрания в Боханском районе, где повсеместно орудовали черные лесорубы. В интервью одного из руководителей управления полиции по борьбе с экономическими преступлениями я спрашивала о той ситуации, и он пояснил, что сейчас новый прокурор Усть-Удинского района Андрей Огибалов (а Боханский район входит в состав межрайонного ОВД) лично возглавил борьбу с ворами леса, и это дает ощутимый эффект – подозреваемых арестовывают, обезврежено несколько ОПГ. Будет ли опыт этой территории эффективно использоваться и в других районах области?
– Отмечу, что борьба с преступлениями в лесной сфере, совершаемыми участниками организованных преступных групп, ведется постоянно. В 2013 году в Усольском, Зиминском, Нижнеудинском и Чунском районах были обезврежены четыре ОПГ, совершавшие незаконные рубки. Отдельные их участники, включая организаторов, осуждены к реальным срокам лишения свободы.
В 2014 году также остановлена противоправная деятельность четырех организованных преступных групп. Например, в отношении ОПГ, которая совершала незаконные рубки в Ангарском районе и нанесла ущерб лесному фонду на сумму более двух миллионов рублей, уже вынесен обвинительный приговор. В указанном вами Усть-Удинском районе в суде рассматривается дело в отношении трех участников ОПГ, чья преступная деятельность нанесла ущерб более 24 млн рублей.
В отношении других организованных преступных групп уголовные дела расследуются следственными органами полиции.
Что касается ситуации с рубками в пойме реки Кая, то в настоящее время к проверке исполнения законодательства при освоении этого участка лесного фонда приступил прокурор Иркутского района. В ходе проверки будет оценена деятельность и органов местного самоуправления, и лесного хозяйства.
Еще я бы хотел отметить, что после некоторого затишья, обусловленного мерами прокурорского реагирования, в Иркутской области снова стал возрастать объем санитарно-оздоровительных мероприятий в виде пресловутых санитарных рубок лесных насаждений. В то же время качество их организации органами лесного хозяйства не отвечает предъявленным требованиям. Нередко вместо санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику лесных пожаров, например, путем регулирования породного состава леса, на деле осуществляется заготовка древесины в коммерческих целях.
На недавнем оперативном совещании с участием прокуроров районов, наиболее подверженных лесным пожарам, было проанализировано состояние законности, обсуждены проблемы каждой конкретной территории. Отдельные прокуроры, в том числе и Усть-Удинского района, поделились уже наработанными методиками.
Так, по результатам проведенной проверки в региональное Следственное управление СКР направлены материалы, касающиеся деятельности бывшего начальника Усть-Удинского лесничества. Тот, в нарушение лесного законодательства, утвердил незаконные акты лесопатологических обследований на арендованном ООО «ДимФорест» лесном участке, в то время как на делянах вместо поврежденных пожарами и насекомыми лесных насаждений произрастал здоровый древостой. В конце декабря 2014 года иск прокуратуры области о признании дополнительного соглашения с данным ООО недействительным удовлетворил Арбитражный суд. После вступления решения суда в законную силу контроль его фактического исполнения нами будет обеспечен. В отношении должностного лица следственные органы возбудили уголовное дело по 286 статье УК РФ – превышение должностных полномочий.
По материалу, направленному Братским межрайонным природоохранным прокурором, следственным отделом по Падунскому району города Братска СУ СКР по Иркутской области были возбуждены уголовные дела по 293 ст. УК РФ (халатность) в отношении двух должностных лиц территориального отдела по Падунскому лесничеству. Они без проведения лесопатологического обследования, без оценки санитарного состояния лесов подготовили документы, обосновывающие назначение санрубок.
В результате таких «санитарно-оздоровительных мероприятий» экологическое состояние лесов ухудшилось, ущерб государству превысил семь миллионов рублей. Суд рассмотрел это дело, но в связи с постановлением Госдумы «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ» вынес постановление о прекращении уголовного преследования подсудимых.
В отношении лиц, непосредственно осуществлявших санитарную рубку, были возбуждены уголовные дела по 260 ст. УК РФ. После принятия судебных решений Братской природоохранной прокуратурой будет обеспечено взыскание ущерба, причиненного лесному фонду. И такие факты должностных преступлений, увы, не единичны.
Сегодня прокуратура проводит анализ состояния законности в сфере назначения и проведения региональными органами лесного хозяйства санитарно-оздоровительных мероприятий, результаты которого будут доведены до сведения правительства Иркутской области.