10.04.2015 07:15
Теги
10.04.2015 07:15

Будущее науки – в кооперации с вузами, властью и бизнесом

Создание научно-образовательных кампусов, привлечение бизнеса в подготовку высококвалифицированных кадров и разработку новых технологий – таким видят будущее руководители вузов и научных учреждений Иркутска. Открытие международного НОЦ «Байкал» может стать первым шагом к формированию новой системы подготовки кадров, позволит вывести науку и высшее образование на новый уровень.

В марте руководители вузов и научных учреждений Иркутска собрались за круглым столом «Наука в регионе – проблемы, задачи и пути развития». Председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков напомнил о реформе в сфере науки, которая началась два года назад.

– Преобразование не коснулось изменений в зарплате, других подходов в научных учреждениях, – заявил Игорь Бычков. – Но о результатах реорганизации пока говорить преждевременно – сейчас идет переходный период. Что касается реформы в образовании, которая началась гораздо раньше, можно уже отметить положительные моменты. Материальная база вузов, участвующих в крупных программах, существенно улучшилась. Между тем нельзя сказать, что решены проблемы повышения качества образования. Научные учреждения, со своей стороны, могли бы помочь в этом, участвуя в образовательных программах. Поэтому важно установить тесные взаимоотношения между вузами и совместно разработать эти программы, курсы. Не последнюю роль здесь играет власть.

Игорь Бычков полагает, что оптимальной моделью взаимодействия образования, науки и власти может стать региональный кластер. По его словам, идея нового научно-образовательного центра должна базироваться «на согласованной научно-интеграционной программе и выверенной системе подготовки кадров в соответствии с потребностями бизнеса и государства». При этом запрос на специалистов и научные исследования должен сформулировать именно бизнес.

– Нужно выработать некие системные решения вместе с региональной властью. Может быть, в рамках программ и государственных заданий для вузов, – добавил академик. – Что касается институтов, которые занимаются фундаментальной наукой, то в последнее время ученые особое внимание уделяли исследованиям, которые сами же инициировали. От госструктур и бизнеса нет заказов.

По данным Игоря Бычкова, за рубежом до 70% финансирования научных исследований обеспечивают корпорации. У нас же пока бизнес не активно вкладывает средства в разработки. Исполняющий обязанности ректора Иркутского национального исследовательского технического университета Александр Афанасьев, наоборот, отметил, что его вуз довольно продуктивно взаимодействует с предприятиями, предоставляя им инновационные разработки сотрудников университета. Например, с ОАО «НПК «Иркут» ИрНИТУ реализует проект «Разработка и внедрение комплекса высокоэффективных технологий проектирования, конструкторско-технологической подготовки и изготовления самолетов МС-21». Общий объем финансирования составляет 934 млн рублей. Кроме того, университет проводит исследования по 14 технологическим направлениям по заказу авиазавода.

– Большая востребованность в наших выпускниках связана с тем, что экономический центр тяжести перенесен в Сибирь, – говорит Александр Афанасьев. – Так, для реализации проекта «Сила Сибири» согласно договору с ООО «Газпром добыча Иркутск» ИрНИТУ подготовит для компании более 500 специалистов до 2022 года. Реконструкция ОАО «АНХК» предполагает обучение 1,1 тыс. специалистов до 2018 года. На Иркутском авиационном заводе, кроме магистрального самолета МС-21, появляются дополнительные заказы со стороны оборонно-промышленного комплекса. И если ежегодно на ИАЗ обычно трудоустраивались 100 выпускников нашего вуза, то в прошлом году – 150. В ближайшее время завод от нас требует 300 специалистов. Это все хорошо, но так быстро и один университет может не справиться – нужна реальная помощь со стороны других иркутских вузов и научных институтов СО РАН. Поэтому я буду всячески поддерживать создание научно-образовательного кластера, который, объединив науку, образование и бизнес, позволит координировать совместные планы.

Научный руководитель БГУЭП Михаил Винокуров тоже выступил за идею объединения образования и науки, но в виде кампусов, как в Америке или Китае. Он также считает, что в России настало время сокращать количество вузов и научных учреждений:

– У нас страна перегружена и теми, и другими. Сегодня большинство выпускников школ идут в вузы, потому что в обществе принято – если хочешь чего-то добиться, необходимо высшее образование. В результате мы получили очень много людей с высшим, но ненужным образованием. По сути, стране нужно раза в четыре меньше таких специалистов. К тому же надо понимать, что не каждый гражданин способен иметь высшее образование по уровню своего интеллекта. Но ведь идут же и получают. Необходимо в корне менять подходы к высшему образованию, чтобы оно было конкурентным, сконцентрироваться на развитии образовательных кампусов. Вроде сейчас начались какие-то шаги, совершаются механические объединения, но это не то. Нужно комплексно подходить к данному вопросу. Создавать настоящие кампусы за городом, со всей инфраструктурой.

Ректор Иркутского государственного университета Александр Аргучинцев поддержал предложение своего коллеги, заявив, что подобное «механическое» присоединение Иркутского педагогического университета к ИГУ ничего в итоге не поменяло – было лишь чистой формальностью:

– Конечно, сейчас мы будем пересматривать систему преподавания, программы. Но этот процесс займет много времени. Поэтому простое объединение двух-трех вузов в рамках кластера или кампуса при участии академии наук нового качества не даст. Необходимо все продумать до мелочей – как создавать, какие цели преследовать и так далее.

Участники круглого стола также обратили внимание на потребность в специальной площадке для взаимодействия науки и образования с бизнесом, чтобы понимать, какие кадры и научные достижения ему будут нужны. Причем не сегодня, а в долгосрочной перспективе.

Министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким, в свою очередь, заметил, что индустриализация промышленности растет, а вместе с ней постоянно происходит улучшение технологий, повышение производительности труда. Так что в будущем, в эпоху автоматизации, востребованность в рабочих кадрах будет снижаться.

– Мы можем получить сегодня заказ от бизнеса на подготовку специалистов, но отсутствие долгосрочных планов приведет к тому, что эти кадры окажутся ненужными в дальнейшем, – добавил министр. – Обучение должно быть выстроено таким образом, чтобы специалисты могли переходить из одного проекта в другой. И такую задачу нужно ставить не только на уровне региона, но и федерации. А для начала стоит выбрать форму взаимодействия науки, вузов и власти. Будет ли это рабочая группа или совет, но этот орган должен регулярно и достаточно часто собираться. Мы готовы оперативно предоставлять данные по экономике региона, поскольку необходимо единое информационное пространство.  

По итогам круглого стола было решено создать рабочую группу по координации научных и образовательных учреждений с участием региональных властей. Также правительству области рекомендовано разработать механизм взаимодействия бизнеса с учебными и научными учреждениями.

– Реорганизация министерства экономического развития завершилась, и наука отошла к нам. Мы нацелены на эффективное и продуктивное сотрудничество с образовательными и научными учреждениями, но прошу и об инициативе от вас. Многие формы взаимодействия себя исчерпали. Не хотелось бы банальных отчетов министерства перед вами. Рабочая группа должна стать совещательным органом для выработки совместных решений, – резюмировал Руслан Ким.