Мир иллюзий Рене Магритта
Что будет, если соединить несоединимые предметы, например, яблоко и шляпу? Получатся произведения самого известного сюрреалиста XX века Рене Магритта. Картины можно увидеть на выставке «Вероломство образов» в иркутской Арт-галерее DiaS. Название экспозиции дала известная работа мастера с курительной трубкой, под которой написано – «Это не трубка». Так просто и лаконично художник выразил мысль, которая проходит через все его творчество, – «Вещи – не то, чем они кажутся».
Выставка предоставлена Фондом Рене Магритта, который был создан его супругой после смерти художника, рассказала директор Арт-галереи Dias Диана Салацкая. В экспозиции – 48 цветных литографий. Они имеют сертификаты, подтвержденные французским обществом защиты авторского права в изобразительном искусстве ADAGP. Небольшие тиражи подтверждают безусловную коллекционную ценность произведений, а четыре из них имеют факсимильные подписи автора, сопровождаются подписью его вдовы и единственной музы – Жоржетты Магритт.
Интересно, что творчество Рене Магритта в полной мере не укладывается в концепцию сюрреализма. Предметы, которые изображает автор, вполне понятны и узнаваемы, но необычны обстоятельства, в которых они возникают. Их масштабы несоразмерны, а границы порой проницаемы. Вспомним хотя бы самые известные работы художника, представленные в Иркутске. Например, «Личное достояние» – большая расческа, бокал и пудреница на фоне крохотных кровати и шкафа. Или «Кривое зеркало», где у огромного глаза вместо радужной оболочки – голубое небо с плывущими по нему облаками. Недаром сам Магритт отказывался считать себя «сюрреалистом», а называл «магическим реалистом». Дело в том, что сюрреализм во многом основывался на психоанализе Зигмунда Фрейда, а художника такой сценарий не устраивал: «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна».
Цитатами, кстати, снабжена вся экспозиция для лучшего понимания творчества автора. «Котелок – самый не оригинальный головной убор, удивление не вызывает, человек в котелке – это господин посредственность, при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы», – пишет Магритт о работе «Сын человеческий», намекая на то, что иногда обыденная оболочка скрывает богатый внутренний мир.
Но не стоит забывать о том, что каждая предлагаемая интерпретация смысла работы – по сути, тоже иллюзия отдельно взятого сознания. Ведь каждый зритель увидит в картинах Рене Магритта что-то свое. Но в то же время, вглядываясь в эти образы, не стоит относиться к собственным догадкам слишком серьезно, ведь в любом случае это лишь игра с воображением. «Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней, и нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не досказанный…» – объясняет художник. Однако эта игра помогает зрителю иначе взглянуть на окружающую действительность, сместить привычные акценты, пересмотреть заученные правила и заглянуть в собственный внутренний мир, в чем и заключается смысл любого искусства. Ведь только тогда, отказавшись от привычных стереотипов, зритель сможет вместе с Рене Магриттом воскликнуть – «Я считаю чудом, что могу на земле шагать по небу».
Выставка будет работать в Иркутске до 5 мая.