Приангарье атакует опасный вредитель
Золотистая картофельная нематода хозяйничает в 19 районах области
Порядка 800 га в Иркутской области поражено золотистой картофельной нематодой. Как отмечают эксперты, если не принять должных мер, в будущем как дачники, так и сельхозпредприятия рискуют остаться без урожая.
Заместитель начальника отдела карантина растений управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Нафиса Юсупова рассказала, что золотистая картофельная нематода атакует корневую систему пасленовых культур, в том числе картофель. Первый случай заражения в Приангарье был выявлен 20 лет назад. Вредитель был завезен, скорее всего, с семенами из Европы. Сначала нематоду обнаружили в Тайшете, потом в Заларинском районе. Постепенно через семена, сельскохозяйственную технику паразит стал быстро распространяться по региону.
По данным управления Россельхознадзора, на сегодняшний день золотистая картофельная нематода хозяйничает в 19 районах области на 1,8 тыс. приусадебных участках и землях 10 сельхозпредприятий. Общая площадь распространения составляет 800 га. В прошлом году было зафиксировано 424 очага заражения. И это только официальные данные.
– Все началось с приусадебных участков, поскольку граждане стараются привозить новые семена, потом передают их соседям, – прокомментировала Нафиса Юсупова. – На землях сельхозпредприятий нематода появилась, видимо, также с завозом новых семян, покупкой их у частников или же при сдаче территорий в аренду. К тому же сельхозтехника нередко привлекается на приусадебные участки. А ведь цисты этого паразита распространяются через почву.
По словам Нафисы Юсуповой, люди не понимают всей опасности золотистой нематоды и на первых порах не обращают на нее внимания. Лишь когда картошка полностью перестает расти, бьют тревогу.
– Сама по себе золотистая картофельная нематода не опасна для здоровья человека, однако она грозит неурожаем картофеля, – говорит Нафиса Юсупова. – Проблема в том, что химические препараты для борьбы с нематодой высокотоксичны и запрещены к применению на территории России. В итоге, на сильно зараженном участке нельзя сажать не только картофель, но и другие пасленовые культуры – помидоры, перцы, баклажаны, потому что цисты нематоды сохраняют активность более 10 лет. Овощи остальных семейств можно высаживать, ту же морковь.
Когда специалисты Россельхознадзора обнаруживают участок с цистами нематоды, они берут с его владельца обязательство, в котором прописан ряд действий. Так, запрещена реализация продукции, выращенной в зараженной почве, использование привлеченной со стороны техники. Хозяин территории также должен огородить участок.
– Конечно, уследить за продажей овощей с зараженной почвы крайне сложно, – говорит Нафиса Юсупова. – Но мы информируем жителей населенного пункта или садоводства о зараженном участке. И когда приезжаем с проверкой, часто сами соседи, заинтересованные в том, чтобы нематода не перешла на их земли, рассказывают нам, соблюдались ли обязательства владельцем карантинного участка.
Предусмотрены и штрафы, но небольшие – 500 рублей для физических лиц и от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для юрлиц. В 2014 году было привлечено к административной ответственности 156 человек и одна организация, которая пыталась реализовать картофель с зараженного участка (машину задержали в Слюдянке).
Заведующая Испытательным центром иркутского филиала ФГБУ ВНИИКР Валентина Эпова немного успокоила, заявив, что с паразитом бороться можно. Например, менять севооборот или высаживать нематодоустойчивые сорта картофеля, которые даже очищают почву от цист вредителя. Но это касается слабозараженных участков.
– Есть реестр нематодоустойчивых сортов, которые районируются по территориям страны, – добавила Валентина Эпова. – В Иркутской области были районированы три сорта голландской селекции – «ред скарлет», «розара», «санте». Ввозятся сегодня и другие устойчивые сорта, к примеру, «гала». Однако с каждым годом использования картофель теряет устойчивость к нематоде. Так что, желательно использовать не репродукцию, а семена первого поколения. К сожалению, в Приангарье они не продаются, но можно заказывать в других городах страны.
Валентина Эпова подчеркнула, что быстрое распространение золотистой картофельной нематоды в Приангарье требует незамедлительных мер.
– На региональном уровне необходима поддержка предприятий, которые займутся разведением нематодоустойчивых сортов картофеля, иначе в скором будущем область будет терпеть серьезные экономические потери в виде неурожая, – заключила Валентина Эпова.