Вагонная авантюра обошлась офицеру воинской части в 3,5 млн рублей
Офицера части, обеспечивающей боеготовность ракетных войск, осудили за злоупотребление полномочиями.
Бывший командир батальона технического обслуживания воинской части № 63932 , дислоцированной в Иркутске-45 осужден по 285-й статье Уголовного кодекса. Следователи Военного следственного отдела – в/ч № 68790 СК России РВСН и представители военной прокуратуры в суде доказали, что подполковник Михаил Овчинников злоупотребил своими служебными полномочиями, не проконтролировав ход ремонтных работ железнодорожных вагонов, которые предназначены для перевозки спецгрузов. Также он организовал подписание платежных документов по госконтрактам, условия которых подрядчиками и субподрядчиками выполнены не были.
Дело было в 2009 году, еще в бытность Анатолия Сердюкова министром обороны России. Немало спорных, а порой и откровенно скандальных сделок совершалось в то время с участием военного ведомства. Не обошли те веяния и воинские части, дислоцированные в Прибайкалье.
Среди них есть и подразделения, относящиеся к 12-му Главному управлению Министерства обороны РФ. Их важная задача состоит в том, чтобы обеспечивать жизнедеятельность и боевую готовность ракетных войск. Казалось бы, уж там-то должны царить идеальный порядок и железная дисциплина. Но подробности уголовного дела свидетельствуют об ином.
История эта касается ремонта железнодорожных вагонов войсковой части № 39995, в ведении которой находятся пути и спецсоставы, перевозящие особые грузы. Понятно, что их необходимо содержать в должном виде. Так вот, осенью, а точнее, в октябре упомянутого года, Министерство обороны заключило государственный контракт с неким ООО «Строительная компания «РОСТЪ» по выполнению капитального ремонта специального вагона, который находился в ведении войсковой части № 39995 в Иркутске-45.
Расчет был сделан по-военному точный. Исполнитель обязался в короткие сроки – до декабря 2009 года – отремонтировать спецвагон и получить за это 1 млн 803 тыс. 301 рубль 20 копеек. Также была предусмотрена и предоплата в размере более полумиллиона рублей.
– Однако у фирмы ни собственных кадров, ни производственных мощностей для выполнения работ, как это нередко бывает в подобных случаях, не оказалось. Поэтому гендиректор общества заключил с неким ООО «Торговый дом «Дальневосточный» договор субподряда. Цена его уже составила 1,7 млн рублей. Согласно техническому заданию объем работ по ремонту вагона должен был соответствовать специальным требованиям РЖД, утвержденным первым вице-президентом железнодорожной монополии. Надо сказать, что при этом субподрядчик договор с организациями, которые были правомочны непосредственно проводить предусмотренные контрактом работы, не заключал, – рассказывает заместитель руководителя Военного следственного отдела – войсковая часть № 68790 Следственного комитета России РВСН Роман Простомолотов.
Тогда же, в октябре 2009 года, Министерство обороны заключило с ООО «Строительная компания «РОСТЪ» еще один государственный контракт на сумму 3 млн 310 тыс. 20 рублей. Он предполагал выполнение единой технической ревизии 14 спецвагонов и так называемого деповского ремонта пяти спецвагонов.
Требования к работам, которые также необходимо было выполнить к декабрю, как и в первом случае, были жестко прописаны в специальном документе – Руководстве РЖД по техническому обслуживанию и текущему ремонту вагонов. И на этот раз субподрядчиком выступило ООО «Торговый дом «Дальневосточный».
И в данном случае субподрядчик, не имея собственных трудовых и производственных ресурсов, заключил договоры с ОАО «Российские железные дороги». Документы подписал начальник Пассажирского вагонного депо города Иркутска.
Но, как выяснило следствие, «Торговый дом «Дальневосточный» по собственному хотению снизил объем работ по ремонту пяти вагонов. Так из документов загадочным образом исчезли такие понятия, как ремонт внутреннего оборудования, систем отопления и водоснабжения, аккумуляторной батареи, высоковольтного оборудования и даже окраска кузовов вагонов.
Между тем со стороны заказчика должен был осуществляться контроль за проведением работ, предусмотренных госконтрактами. И главным лицом в этом процессе выступал как раз подполковник Михаил Овчинников. Он служил командиром батальона технического обслуживания в части № 63932 (в/ч № 39995 относится к ней), а также являлся начальником личного состава 2941-й железнодорожной базы.
Из материалов дела: «Михаил Овчинников отвечал за состояние и сохранность материальных средств, военной техники и другого имущества. В числе прочих должностных обязанностей офицер был обязан контролировать техническое состояние подвижного состава и поддерживать его в исправном состоянии, организовывать прием и ввод в строй поступающей техники. Приказом командира войсковой части Овчинников был назначен ответственным за проведение контроля над ходом выполнения работ и исполнением государственных контрактов в установленные сроки. Он был наделен властными полномочиями в части, касающейся осуществления работниками железнодорожной базы проверки объемов и качества выполненных работ, объективности внесенных в документы сведений, их сверку с предприятиями, выполнявшими ремонтные работы, а также доведением достоверной и полной информации до членов комиссии и заказчика».
– Овчинников эти мероприятия не организовал, хотя достоверно знал, что капитальный ремонт спецвагонов не проводился. При этом на период оформления документов по приемке выполненных работ три спецвагона с территории железнодорожного парка воинской части № 39995 не убывали вовсе, а еще пять вагонов с ремонта на тот момент еще не прибыли. В общем, все было пущено на самотек. И в итоге Овчинников просто решил скрыть от начальства истинное положение дел с выполнением госконтрактов, – продолжает Роман Простомолотов.
Помимо Овчинникова в комиссию, которая проверяет исполнение заказа, входили и другие военнослужащие. Но поскольку это были подчиненные офицера, то он, сумел убедить сослуживцев, что все сделано в строгом соответствии с условиями контрактов. После того как нужные подписи были собраны, Михаил Овчинников представил бумаги командиру части. Вагоны по документам числились «отремонтированными, реконструированными и модернизированными». Согласование было получено и послужило основанием для оплаты по госконтрактам.
В декабре 2009 года на расчетный счет ООО «СК «РОСТЪ» военное ведомство перечислено 3 млн 605 тыс. 604 рубля 82 копейки.
Однако когда вагоны вернулись в часть, стало ясно, как на самом деле прошел «ремонт». В части начались разбирательства. После проведенных проверок с участием органов Федеральной службы безопасности было возбуждено уголовное дело. Сотрудникам Военного следственного отдела СКР предстояло провести большую работу. Проводились десятки экспертиз, в том числе бухгалтерские, почерковедческие, допрошена масса свидетелей.
Предстояло найти и частные фирмы, выступившие подрядчиком и субподрядчиком по этим контрактам. Выяснилось, что подобным образом «наследили» они и в других воинских частях России. Например, аналогичная ситуация имела место в Плесецком гарнизоне Саратовской области. Там ответственный за приемку работ по ремонту вагонов офицер тоже «закрыл глаза» на многочисленные недоработки исполнителей государственных контрактов. Решением Красноглинского районного суда города Самары по иску военного прокурора он обязан выплатить государству причиненный ущерб в сумме более 2,8 млн рублей.
Михаил Овчинников по итогам рассмотренного в Черемховском гарнизонном военном суде дела понес более серьезное наказание:
– В результате незаконных умышленных действий Овчинникова были существенно нарушены права и законные интересы войсковой части № 39995, охраняемые законом интересы общества и государства. Они выразились в подрыве базы войсковой части, авторитета воинского начальника, дискредитации своих властных полномочий и использовании их не по прямому назначению, грубых нарушениях установленного порядка исполнения договоров, необоснованном перечислении государственных денежных средств коммерческой организации и причинении материального ущерба государству на сумму более трех с половиной миллионов рублей. Эти деньги решением суда Михаил Овчинников обязан вернуть государству по гражданскому иску потерпевшей стороны – войсковой части № 39995. Также суд признал Овчинникова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями – и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 70 тыс. рублей, – подытоживает Роман Простомолотов.
Это решение суда первой инстанции оставлено без изменений Третьим окружным военным судом Москвы.
Помимо этого сейчас правоохранители разбираются в «художествах» ООО, фигурирующих в этом и аналогичных делах в других частях страны. В их действиях прослеживаются признаки мошенничества, и, возможно, скоро мы узнаем о новых разоблачениях армейской «кухни» времен Сердюкова, ведь даже исходя из этой истории, очевидно, что не только Овчинников и подобные ему офицеры из прочих воинских подразделений виновны во всех этих вагонных аферах.