Электронные торги: плюсы и минусы
Муниципальный час, завершивший майскую сессию ЗС, был посвящен практике реализации на территории области федерального закона «О контрактной системе закупок», вступившего в силу в прошлом году.
Как считает председатель думы Заларинского района Сергей Земляничкин, у закона есть сильные и слабые стороны. К числу сильных можно отнести снижение бюджетных затрат. Взяв на себя функции по закупкам товаров, работ и услуг у 13 из 15 городских и сельских поселений, а также для всех бюджетных учреждений, районная администрация сумела в прошлом году сэкономить более 28 млн рублей.
Во многом этому способствовало возросшее, по сравнению с предыдущими годами, число аукционов в электронной форме. Если в 2012 году было проведено 27 аукционов, в 2013-м – 41, то в 2014 году их число достигло 70.
При проведении электронных торгов возникают трудности с выдерживанием плана-графика закупок, размещенным на официальном сайте. За нарушения взыскиваются крупные штрафные санкции.
– А как избежать нарушения, когда финансирование тех же областных программ производится неравномерно. Когда же деньги появляются, то приходится заключать контракты в спешке, что не лучшим образом сказывается на цене сделки, – отметил Сергей Земляничкин.
Мешает полноценной реализации закона и отсутствие в районе подготовленных кадров. Закон предусматривает наличие высшего или дополнительного профессионального образования у контрактного управляющего, которым должен быть обеспечен каждый заказчик. А в Заларинском районе таких заказчиков насчитывается 67. На их подготовку приходится выкладывать более 2 млн рублей.
Для уменьшения числа заказчиков, а следовательно, сокращения накладных расходов, администрация района сделала начальные школы филиалами средних образовательных учреждений, которые уже от своего имени производят необходимые закупки.
Трудности связаны и с составлением заказчиками технической документации на строительные и ремонтные работы. Сначала формулируются неточные задания, потом ошибки усугубляют не очень грамотные проектировщики, в итоге конкурсы отменяются, исполнение проектов затягивается, и к строительным работам вместо лета приступают осенью.
– Всех этих недочетов можно избежать, создав в районе уполномоченный орган, который бы осуществлял весь спектр закупок муниципального образования. А деньги из областного бюджета, предназначенные на закупки, перечислять в начале года. Это помогло бы и подготовку к зимнему отопительному сезону провести вовремя, и своевременно выполнить программу народных инициатив, – предложил Сергей Земляничкин.
Как рассказала председатель думы города Бодайбо и Бодайбинского района Елизавета Бодяло, все поселения, кроме города Бодайбо, передали свои полномочия по ведению закупок на районный уровень. Вдвое по сравнению с 2013 годом возросло число электронных аукционов. Согласно федеральному закону 15% участников аукциона – это представители малого и среднего бизнеса, как правило, имеющие местную прописку.
Приобретаемый опыт позволил повысить экономию бюджетных средств с 6,2 млн рублей в 2013 году до 8,4 млн рублей в минувшем.
Основная проблема, с которой чаще всего сталкиваются в районе при проведении электронных торгов, это трудности по размещению заказов на официальном сайте госзаказов. Сегодня это единственное место по размещению информации по государственным и муниципальным закупкам.
– Возможно, виновата наша удаленность, влияющая на качество интернет-связи. Особенно это ощущается в поселениях. Люди буквально днюют и ночуют у компьютеров, стараясь протолкнуть на сайт нужную информацию. Не сумеешь сделать вовремя – штрафные санкции.
Докладчик отметила и нестабильность работы самого официального сайта, его большую загруженность. Поэтому местные специалисты уже не раз предлагали и даже обращались с письмом в правительство РФ установить на время проведения работ по стабилизации сайта мораторий на применение административной ответственности за нарушение сроков размещения заказов.
Еще одна головная боль районной администрации – несостоявшиеся торги по причине отсутствия участников. В 2014 году торги на выполнение работ по отлову и содержанию беспризорных животных проводились трижды. И отменялись из-за отсутствия желающих. В 2015 году были сделаны еще четыре попытки, также безрезультатные.
– Только на пятый раз торги состоялись. И то потому, что мы из местного бюджета выделили дополнительно более трехсот тысяч рублей на отлов беспризорных животных. Областных средств было недостаточно. У нас большие расстояния, и понесенные затраты просто не окупались.
Как сообщила замминистра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Мария Павлюк, министерство проводит большую работу по адаптации контрактной системы в сфере закупок к условиям области. В частности, ведется централизация закупок, создается региональная информационная система, расширяются сферы мониторинга и контроля.
Одним из решений проблемы централизации закупок может служить ведомственная централизация закупок подведомственных учреждений на уровне главных распорядителей бюджетных средств или уполномоченных ими учреждений. Для этого планируется принять соответствующий нормативный акт. Также для улучшения качества закупочной деятельности муниципальными заказчиками предлагается последовательная реализация мероприятий по координации и централизации закупок для муниципальных нужд, обязательное включение муниципальных закупок в создаваемую региональную информационную систему.
Подводя итог муниципального часа, председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко заверила, все предложения, высказанные в ходе обсуждения, будут отработаны совместно с профильным министерством в рабочем порядке.