27.05.2015 09:45
Рубрики
Культура
Теги
27.05.2015 09:45

Душа художника в ангарской сосне

В Савватеевке завершился фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье-2015»

Искусно вырезанный ангел авторства Андрея Чернова и Ильи Польского из Сергиева Посада признан лучшей скульптурой фестиваля «Лукоморье-2015». В творческом конкурсе, который уже в пятый раз по традиции прошел в поселке Савватеевка Ангарского района, приняли участие 36 команд из 12 стран мира, но все три главных призовых места заняли российские мастера. Их арт-объекты, как и работы остальных участников, пополнят экспозиционную часть парка-музея «Лукоморье», который благодаря стараниям художников стал одним из туристических брендов Прибайкалья.

Пока над Иркутском стоял смог от лесных пожаров, в Савватеевке, что под Ангарском, витал аромат расцветшей сирени и царил дух здорового творческого соперничества. На берегу живописной речки в сосновом бору лагеря «Лукоморье» соревновались лучшие резчики по дереву. В течение десяти дней орудовали они топорами, пилами, стамесками и другими, порой изобретенными самостоятельно инструментами, чтобы явить миру свое видение заданной темы пятого, юбилейного фестиваля – «Душа художника».

– Птица – это душа. А клетка – это тело, даже сердце – клетка. Вот, видите, вырвались из клетки птицы – голуби – и полетели ввысь, – коротко поясняет смысл своей задумки харьковчанин Александр Сердюк.

За день до оглашения результатов фестиваля (а мы приехали посмотреть на процесс творчества загодя) скульптор из Украины завершал изготовление крепежей для птиц. В прошлом году, когда рефреном конкурса проходила «цветочная» тема, Александр вместе с супругой делали композицию с подсолнухами. В этот раз в центре внимания художника – голуби, которые символизируют не только свободу, но и мир. Правда, в свете непростых отношений с Незалежной, тему эту в разговоре мы стараемся обойти.

– Политика – одно, а жизнь – совсем другое. Здесь нас очень хорошо принимают, – улыбается украинский гость.

Глядя на состав участников фестиваля, забываешь и о сложной политической обстановке, и о санкциях. В этот раз 12 стран – от Австрии до Мексики – направили в Иркутскую область своих мастеров. Жюри тоже получилось интернациональным. В день нашего приезда в «Лукоморье» там давал обед уроженец Эфиопии, представитель Управления Верховного Комиссара ООН в Российской Федерации Баиса Вак-Войя. К сожалению, все было съедено до приезда журналистов, поэтому мы довольствовались только комментариями «повара».

– Я готовил мясо с соусом и особыми приправами. Думаю, гостям фестиваля понравилось, – широко улыбается собеседник.

– А как вы вообще здесь оказались?

– В прошлом году я приезжал в Иркутскую область посетить украинских беженцев. Попутно узнал об этом интересном мероприятии, куда меня пригласили в качестве члена жюри. Впечатления отличные. Это действительно хорошая идея. Я не скульптор, конечно, но такое в своей жизни вижу впервые. Не надо смешивать политику с личной жизнью граждан. То, что разрушается политиками, скульпторы – создают. Они соединяют людей и здесь, в «Лукоморье» это очень хорошо видится. Жители Германии, Мексики, Польши, Украины, России и других стран работают дружно, вместе отдыхают, обмениваются опытом.

Этот творческий обмен – для художников едва ли не самая значимая цель участия в фестивале. Как признался барнаульский скульптор Сергей Афанасьев, процесс созидания на таких конкурсах редко обходится без чувства «белой» – позитивной, созидательной зависти. Глядя на работу другого художника, появляется желание сделать лучше. В итоге побеждают все, в первую очередь зрители.

Мы же, осматривая оставшихся с прошлых конкурсов летающих драконов, огромных сороконожек или спрятавшихся в цветках фей, думаем, что должен наступить предел творческой фантазии, и на этот раз удивляться будет нечему. Да и задание этого года на вольную тему не предполагало жестких требований, а значит, и авторы могли, как школьники на сочинении, схалтурить. Но не тут-то было. Мастера подошли к решению своей задачи с максимальной ответственностью.

– С соавтором, Максимом Красулиным, мы вырезали скульптуру девять дней, а ведь до этого была большая предварительная работа, подготовка эскиза и прочее. Мы спорили порой до хрипоты. Все в муках творческих рождалось. Так появилась эта работа с таким же названием, как у всего фестиваля – «Душа художника». На постаменте в виде палитры вырезан из дерева тюбик, из которого вместе с краской показалась на свет божий прекрасная женщина – Муза. У себя, на Алтае, мы больше работаем с кедром, он мягче, податливее ангарской сосны. Но из нее можно делать прекрасные изделия. А вам судить – хорошо или плохо получилось, – говорит Сергей Афанасьев.

Барнаульцам перед финальным днем оставалось закрутить один саморез, а другим россиянам – Алексею Боцману из Тобольска и Александру Савинову из Екатеринбурга нужно было укрепить подвешенные детали своей сложной конструкции, именуемой «Полет фантазии». В центре ее – обычный человек в пальто. Шел он себе по улице с незамысловатым кубом в руках, но в какой-то момент закрыл глаза и, замечтавшись, оторвался от земли. Рядом с ним воспарили в небо различные резные, украшенные орнаментами кубы, которые он себе нафантазировал.

– У них есть еще и прикладное значение. Ажурные кубы – это светильники. Ночью внутри будет включаться подсветка. Кубы будут двигаться, вращаться и освещать своим светом землю и самого мечтателя, – обещают художники.

По соседству расположилась еще одна устремившаяся ввысь фигура человека с горящей звездой в руке. Автора работы, триумфатора прошлогоднего фестиваля, иркутского скульптора Руслана Карелова мы тревожить не стали. Мастер был чрезвычайно занят, он прикреплял шипы к скульптуре под названием «Через тернии к звездам» с вырезанным на ней соответствующим латинским лозунгом. Свой труд художник и его напарник Евгений Мишарин из Читинской области посвятили памяти коллеги Дмитрия Кизилова, который пять лет назад стал первым победителем «Лукоморья».

Еще одна дань памяти другу – Пегас. В этом году в парке-музее вообще прибавилось этих мифических персонажей, включая даже Пегас-рыбу. Поселились в лесу и новые медведи, которых здесь очень любят.

– Как-никак медведи – символы России, русской души, сибиряков, – делится своими впечатлениями соорганизатор фестиваля «Лукоморье» Александр Смокотин. – Это очень интересные мишки, сделанные мастерами из Сергиева Посада. Там история народного промысла резьбы по дереву насчитывает 500 лет. Посмотрите на эти работы, здесь нет ни одного миллиметра, куда бы ни коснулась рука художника. А вот, обратите внимание на символ фестиваля этого года – работу пермского мастера Андрея Прохорова «Душа ангарской сосны». Это душа художника, которая разрывает твердь и вырывается наружу. И не зря есть трещины на его фигуре, это говорит о внутреннем напряжении творческого человека.

Другой деревянный герой «Лукоморья» и вовсе разорвал свою грудь, где на месте сердца расцвел волшебный цветок – дар прекрасной даме, с улыбкой принимающей любовную жертву упавшего на колени поклонника.

Неподалеку от влюбленного разместилась одна из самых необычных скульптур. Художники из Перми Илья Мехряков и Егор Куклин изобразили состоящее из трех элементов мужское лицо, в котором внимательный зритель узнает гениального Сальвадора Дали. Впрочем, точки полного совпадения всех трех элементов в композиции нет. Как оценивать эти удивительные работы, для нас совершенно непонятно.

– Нам будет трудно судить, – соглашается председатель жюри, представитель США Владимир Жихарцев. – Работы участников замечательные и в техническом плане, и в художественном. Девять судей оценивают работы конкурсантов по девяти категориям. Судья, оценивая свою категорию, не видит ни других оценок, ни фамилий авторов, а лишь номера работ. Потом все данные обобщаются, и получается общая картина. Я уже не раз судил на фестивалях ледяных скульптур в Оттаве, и на Аляске. И вот дошла очередь до деревянной скульптуры. И я могу сказать, у фестиваля очень высокий уровень и организация фестиваля – великолепна.

Пока жюри готовится к завтрашней непростой работе, Александр Смокотин, директор детского лагеря «Лукоморье», на базе которого и проводится одноименный фестиваль, вдохновенно рассказывает гостям о работах участников, собранных за все годы. Он объясняет, почему скульптуры не красят – так они органичнее смотрятся в лесу, как будто выросли они здесь вместе с соснами. Кстати, материал для конкурсантов привозят сюда из Черемховского лесничества.

Показывает экскурсовод и фото, сделанные в экспозиции ранним утром. Сказочные фигуры от восходящего солнца светятся изнутри мягким оранжевым светом. Никакого фотошопа – просто сосновая янтарь-смола являет такое природное чудо.

Врать не будем, мы не увидели этот янтарный драгоценный свет. Но и без того впечатлений хватило. Особенно когда мелькнул из-за ствола дерева филигранный лик оберегающего детей ангела, и ошарашила своим неожиданным присутствием настоящая Мона Лиза. Она как будто сломала золоченую раму хранящейся в Лувре картины и сбежала сюда, в ангарский сосновый лес, чтобы доказать – совершенство и настоящее искусство всегда рядом, главное – уметь их видеть и ценить.

P.S. Как сообщает пресс-служба фестиваля, первое место в этом году досталось композиции «Ангел» Андрея Чернова и Ильи Польского из Сергиева Посада, второе место получили художники Евгений Тимкович (Иркутск) и Матвей Макушкин (Санкт-Петербург) за работу «Лесная Мадонна» и третий приз фестиваля судьи отдали Илье Мехрякову и Егору Куклину, скульпторам из Перми, за композицию «Из дали».

Поддержку фестивалю «Лукоморье-2015» оказало агентство по туризму Иркутской области. Фестиваль включен в список важнейших туристических мероприятий года. На закрытие конкурса в Савватеевку приехали более двух тысяч человек, включая делегации из Монголии и Кореи.