Круг взаимных претензий может разорвать закон
По инициативе комитета по собственности и экономической политике ЗС, возглавляемого Ольгой Носенко, в стенах областного парламента прошел круглый стол, посвященный развитию транспортной системы в Иркутской области.
Проблемы пассажирских перевозок, заявила Ольга Носенко, открывая заседание, не только не уменьшаются, но и приобретают еще большую остроту. Подтверждение тому – недавняя забастовка перевозчиков.
– Они жалуются на низкие тарифы, а пассажиры в свою очередь на плохое санитарное и техническое состояние автобусов и маршрутных такси, высокую аварийность на дорогах общественного транспорта. Нам надо подумать, какие меры необходимо предпринять, чтобы снять претензии обеих сторон.
Ситуацию, по ее мнению, могло бы разрядить принятие специального закона, регулирующего организацию автотранспортного обслуживания населения. Подобные законы уже действуют в ряде российских регионов: Алтайском, Красноярском, Краснодарском краях. Беда в том, что они нередко оспариваются в судах, поскольку нет соответствующего федерального закона, подтверждающего их легитимность. Сейчас на рассмотрении в Госдуме как раз находятся два законопроекта, устанавливающие правовые отношения между перевозчиками и органами местного самоуправления.
Как сообщил первый заместитель регионального министра жилищной политики, энергетики и транспорта Михаил Клинков, законопроект о транспортном обслуживании населения разрабатывается и в Иркутской области. В отличие от ныне действующего заявительного подхода к выбору перевозчика в его основу положен конкурсный отбор. Это, по словам замминистра, усилит конкурентную борьбу, а значит и скажется на качестве обслуживания пассажиров.
К сожалению, отметил Михаил Клинков, сейчас нет возможности отследить техническое состояние автотранспорта, выходящего на маршруты. Необходимо в готовящийся законопроект внести соответствующую норму, чтобы отсечь эксплуатацию изношенных машин.
Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская попросила подключить к работе над законопроектом членов организации, поскольку у муниципалитетов накопилось множество предложений. Такая же просьба прозвучала и от представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Иркутской области.
О состоянии пассажирских перевозок в областном центре рассказала начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина. На сегодняшний день в городе действует 85 автобусных, 10 троллейбусных и 7 трамвайных маршрутов, на которых работает 1300 автобусов, 58 троллейбусов и 41 трамвай. На долю муниципального транспорта приходится 62% всех перевезенных пассажиров.
В 2014 году утверждена концепция организации транспортного обслуживания на пять лет, которая призвана установить более прозрачный механизм взаимодействия между городской администрацией и перевозчиками. Уже заключены договоры с 23 частными автотранспортными компаниями, в которых согласовано расписание движения и количество автобусов, выходящих на линию.
По мнению Юлии Гординой, поскольку собственниками автодорог в населенных пунктах являются муниципалитеты, то они и должны решать, кому по ним ездить. И никакого заявительного характера – только конкурсный отбор.
Одна из причин напряжения на иркутских дорогах – дублирование ряда автобусных маршрутов. Городская администрация рассматривает возможность их объединения в один магистральный. Кроме того, составлен реестр маршрутов. Все, кто самовольно организует какие-то добавочные маршруты, не входящие в реестр, типа 80К, будут привлекаться к административной ответственности.
Сегодня все направления, на которых работает муниципальный транспорт, субсидируются из городской казны. Это и понятно: они в основном обслуживают самые невыгодные маршруты, с малым числом пассажиров. Но, как заметила Юлия Гордина, получать дотации могут и частные предприниматели, если они установят в автобусах специальные считывающие устройства для электронных билетов, чтобы вести учет пассажиров-льготников, и заключат договор с городской администрацией. Планируется, что электронные карты будут введены в оборот уже с 1 июля текущего года.
Шел на заседании разговор и о проблемах транспортного сообщения на территории области, особенно в отдаленных районах. В настоящее время в регионе перевозка пассажиров автотранспортом осуществляется по 227 маршрутам, в том числе по 110 пригородным и 117 междугородним. Но, как оказывается, этого недостаточно.
И.о. мэра Усть-Удинского района Михаил Никитин обратил внимание на сложности с организацией перевозок автотранспортом между поселками. А по твердому убеждению представителя администрации Усть-Кутского района Александра Осипова, в некоторых районах, особенно северных, требуется развивать не только автомобильный, но и водный общественный транспорт.
Завершая обсуждение, председатель комитета Ольга Носенко сообщила, что предложения, выработанные в рамках круглого стола, будут направлены депутатам Госдумы для более качественной и всесторонней подготовки законопроектов о пассажирских перевозках.ле по 110 пригородным и 117 междугородним.