Бурятское филологическое отделение ИГУ ждет выпускников школ

На первом курсе выделено для подготовки специалистов 13 бюджетных мест

Перед каждым выпускником школы стоит нелегкий выбор – куда поступать и как не ошибиться в правильности избрания будущей профессии? Для тех, кто еще не определился, кто стоит на перепутье и желает получить достойное образование, есть повод задуматься.

Бурятское филологическое отделение Иркутского государственного университета имеет богатые традиции подготовки высококвалифицированных специалистов и является кузницей национальных кадров. Заведующая кафедрой бурятской филологии ИГУ Елена Шаракшинова рассказала об истории развития системы образования для бурятского народа и создания бурятского филологического отделения.

История развития образования бурятского народа

– Первые учебные заведения для бурятского народа зародились в нашей стране почти 270 лет назад. Как известно, в середине XVII века русские землепроходцы оказались в Прибайкалье и Забайкалье и вступили в контакт с одним из самых развитых и культурных народов Восточной Сибири – бурятами. Одновременно началось установление связей с Китаем и входившими в состав китайского государства монголами и маньчжурами. Естественно, что сразу же возникла потребность в языковом, культурном общении, в хозяйственных, экономических, политических и дипломатических отношениях. Православная церковь России стремилась развивать миссионерскую деятельность на востоке России, а это было невозможно без знания бурятского и монгольского языков.

В 1725 году в Иркутске открылась духовная школа в Восточной Сибири – первое учебное заведение в нашего края. Она носила название «Русско-мунгальской» и действовала при Иркутском Вознесенском монастыре. Школа насчитывала 25 учащихся, которые по ее окончании могли заниматься миссионерской и переводческой деятельностью среди бурятского и монгольского населения.

В конце XVIII века в Восточной Сибири зарождаются гражданские учебные заведения, в которых местное население обучалось как русской грамоте, так и монгольскому (или бурятскому) языку. К ним можно отнести Главное народное училище в Иркутске, возникшее в 1788 году, Аларское приходское училище, Балаганское малое народное училище (1804 год). На первых порах бурятское население не проявляло большого энтузиазма в поддержке таких учебных заведений, так как содержание их всецело ложилось на его плечи и было довольно обременительным. Да и бурятские ребятишки надолго отрывались от своих семей.

Однако дело было не только в этом. Не было системы образования для бурятского народа. Полностью отсутствовали в Сибири высшие учебные заведения. А поэтому наиболее талантливая и обеспеченная бурятская молодежь могла рассчитывать лишь на университеты в Европейской России. Наиболее близким из них был Казанский университет.

Благоприятные перемены наступили в России в ходе буржуазных реформ 60-х–70-х годов XIX века. В это время в ряде бурятских ведомств Иркутской губернии возобновили свою деятельность Балаганское, Идинское, Аларское учебные заведения, возникли Усть-Урдынское, Хоготовское и Нукутское и другие училища. В 1867 году М.М. Ашедуевым была открыта первая бурятская школа для девочек, в которой было 22 ученицы. В 1883 году уже насчитывалось 19 бурятских училищ, в которых занимались 234 человека.

Наиболее выдающиеся передовые ученые и публицисты Сибири всячески поддерживали идею развития образования среди бурят. Однако к концу XIX века доля грамотных среди коренного населения едва превышала 7%. Часть из них знала русскую письменность, а часть – монгольскую, тибетскую. К сожалению, бурятам было очень трудно попасть в средние учебные заведения. В 1888 году во всех школах повышенного типа училось лишь 26 детей. За 1872–1900 годы Иркутскую учительскую семинарию окончили 23 бурята.

Некоторые сдвиги к лучшему происходят в начале ХХ века в связи с развитием буржуазных отношений в России и революционного движения. В начальных школах Иркутской губернии и Забайкалья в 1911 году обучались 3249 бурят, в том числе 642 девочки. За пять лет (1909–1914) количество школ в бурятских ведомствах увеличилось почти в 2,5 раза – с 52 до 121. В 1916 году в средних школах обучались 125 человек. В различных вузах Европейской России насчитывалось 30 бурятских студентов.

В эти же годы выросло число специалистов в области бурятоведения. К их числу надо отнести талантливых педагогов, лингвистов, этнографов, фольклористов, тибетологов М.Н. Хангалова, Г.Ц. Цыбикова, Ц. Жамцарано, Б. Норбоева, Н.С. Болдонова, Э.Ц. Онгодова, Ш.Б. Банзарова, С.А. Шагдарова, Р. Номтоева.

Наконец, нельзя забывать о тех, кто делал первые шаги в бурятской журналистике. Это П.А. Бадмаев, М.Н. Богданов, Э. Ринчино, П.К. Номоконов и многие другие. К этому надо добавить, что только в учебных заведениях Иркутска в разные годы выпускалось с полдюжины бурятских рукописных журналов, таких как «Утренняя заря», «Искра», «Волна», «Товарищ» и др.

Достаточно острой оставалась и потребность в переводчиках с русского и бурятского языков для переводов как художественной, так и научно-технической и общественно-политической литературы. Вот почему открытие первого высшего учебного заведения в Восточной Сибири – Иркутского государственного университета – в полной мере отвечало нуждам и потребностям бурятского народа. И недаром уже в 1918 году на историко-филологическом факультете ИГУ начали создаваться условия для открытия так называемого восточного отделения. Оно было рассчитано на подготовку специалистов по японскому, китайскому и монгольскому языкам. В 1920 году на восточном отделении гуманитарного факультета преподавались монгольский, китайский, японский языки. В 1920 году на восточном отделении было 79 студентов. Одним из слушателей отделения был выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек, который входил в редакцию газеты 5-й Армии «Красный стрелок» и пытался организовать в Иркутске выпуск газет для китайцев, корейцев, монголов и бурят. Так появилась в то время газета на бурятском языке «Υүр».

Бурят-монгольское отделение ИГУ

В 1925 году в ИГУ среди 1673 студентов примерно 20% составили лица бурятской национальности. Это свидетельствовало об огромной тяге народа к высшему образованию. 4 января 1925 года правление Иркутского университета согласно постановлению ЦИК Бурят-Монгольской республики постановило ввести обязательное обучение бурят-монгольского языка и культуры для студентов бурятской и монгольской национальностей.

А в 1926 году открылось бурят-монгольское отделение на педагогическом факультете ИГУ и при нем – курсы для монгольских граждан, цель которых – обучение монгольских учащихся русскому языку и математике. Первая их группа в составе 26 человек прибыла в ИГУ из Монголии 21 октября 1926 года.

Программа обучения на бурят-монгольском отделении делилась на два цикла: литературно-лингвистический и обществоведческий. Сразу же были созданы кафедра бурят-монгольского языка и кабинет монголоведения. Специализация на бурят-монгольском отделении начиналась сразу с первого курса.

Студенты отделения активно сотрудничали с ВСОРГО, так как одной из важных задач бурят-монгольского отделения Иргосуна была подготовка не только педагогического персонала, но и будущих ученых – филологов, историков, этнографов. Бурят-монгольская секция Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества в 1926 году насчитывала почти 200 человек и практически полностью состояла из студентов бурят-монгольского отделения ИГУ. Они проводили исследования в области языка, этнографии и хозяйства бурят, делали доклады и сообщения на заседаниях бурят-монгольской секции. Таким образом родился свой печатный орган – «Бурятоведческий сборник».

Осуществились надежды крупнейшего сибирского библиофила и библиографа Н.С. Романова, который писал, что университет даст, вне сомнения, новые кадры квалифицированной бурятской интеллигенции, даст также и историков-бурят, которые займутся изучением прошлой хозяйственной и бытовой жизни народности.

Первый выпуск бурят-монгольского отделения состоялся в 1930 году и был небольшим, всего его окончили 11 человек. Из числа первых выпускников были рекомендованы в аспирантуру по литературно-лингвистическому циклу – Т.А Бертагаев, П.И. Малахинов и по обществоведческому циклу – Г.П. Занданов, П.Т. Хаптаев, которые в будущем стали известными учеными.

Бурят-монгольское отделение просуществовало до 1930 года, а затем было переведено в Улан-Удэ, где в 1932 году на его основе возник Бурятский государственный педагогический институт им. Доржи Банзарова, ныне Бурятский государственный университет.

Бурятское филологическое отделение было открыто по ходатайству округа

В 1944 году по ходатайству Усть-Ордынского Бурятского округа в Иркутском университете на историко-филологическом факультете вновь открылось специализированное бурят-монгольское отделение, и были приняты на первый курс 30 студентов. Отделение имело два цикла – исторический и филологический. Его главная задача – подготовка квалифицированных учителей бурятского языка, литературы, истории в национальной школе.

За годы существования БФО выпустило немало специалистов, внесших вклад в дело развития народного образования, науки и культуры. Большинство выпускников работают в средних общеобразовательных школах Усть-Ордынского и Агинского округов, Республики Бурятия, Иркутской области преподавателями бурятского языка и литературы, русского языка и литературы, истории. Из числа выпускников каждый десятый стал научным работником. Они успешно защитили кандидатские, докторские диссертации по филологии, истории, этнографии, экономике, философии и представляют элиту бурятоведческой фундаментальной науки. Только докторов наук, профессоров насчитывается 18. БФО подготовило много талантливых писателей, поэтов, журналистов, управленцев.

То, чего добились выпускники бурятского отделения, стало возможным благодаря неустанной, кропотливой, целенаправленной работе всего профессорско-преподавательского коллектива факультета, сумевшего передать глубокие фундаментальные знания своим воспитанникам, научившим их работать добросовестно, честно выполнять свой долг, оставаться преданными своему делу.

В 1989 году для эффективной организации учебного процесса и координации учебной и воспитательной работы была открыта кафедра бурятской филологии. С 1994 года кафедра начала готовить аспирантов по специальностям: «монгольские языки» и «фольклористика».

В этом году предусмотрено 13 бюджетных мест на очную форму обучения по профилю «отечественная филология, бурятский язык и литература, русский язык и литература». Иркутский госуниверситет ждет выпускников школ, которые проявляют интерес к культуре и традициям бурятского народа.