18.06.2015 15:00
Рубрики
Власть
Теги
18.06.2015 15:00

Переселение с Севера начнется в Иркутской области в этом году

Вопрос о переселении жителей сразу двух поселков Мамско-Чуйского района Иркутской области – Согдиондон и Горно-Чуйский – решится на ближайшей сессии Законодательного Собрания региона. Рассмотрев законопроекты о дополнительных мерах соцподдержки проживающих там граждан, комитет по здравоохранению и социальной защите ЗС под руководством Андрея Лабыгина принял решение рекомендовать принять их на заседании регионального парламента, которое состоится 25 июня.

Как сообщил Владимир Родионов, исполняющий обязанности министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, 2 марта 2015 года губернатором Приангарья Сергеем Ерощенко была утверждена дорожная карта переселения жителей поселков Горно-Чуйский и Согдиондон. Подготовленными проектами законов устанавливаются меры социальной поддержки, а именно: права граждан на получение жилищной субсидии.

В поселке Согдиондон зарегистрировано 298 человек, в Горно-Чуйском – 336. Все дома, расположенные в этих полностью благоустроенных населенных пунктах, признаны аварийными и подлежащими сносу. Строительство новых жилых помещений в данных территориях считается экономически бесперспективным.

Напомним, что вопрос по расселению поселков сдвинулся с мертвой точки в конце прошлого года, после визита губернатора Сергея Ерощенко в Мамско-Чуйский район. Тогда глава региона заявил, что уже в 2015 году на переселение будет направлено 200 млн рублей.

– Необходимо решать эту проблему. Вопрос поднимается с 2003 года. Отдаленность, отсутствие стабильного электроснабжения и квалифицированных кадров не позволяют создавать новые производства. Поэтому людям нужно определиться, куда они переедут, и начинать готовиться к переселению, – сказал на встрече с жителями Мамско-Чуйского района Сергей Ерощенко. 

На заседании комитета по здравоохранению и соцзащите у депутатов возник вопрос, как на севере области, среди глухой тайги, могли появиться благоустроенные многоэтажные дома. Дело в том, что поселки Согдиондон и Горно-Чуйский создавались для работников ГОК «Мамслюда», некогда единственного в России производителя слюды-мусковита, сырья стратегического значения, используемого в оборонной промышленности.

В связи с сокращением государственного оборонного заказа производство продукции ГОКом «Мамслюда» было сокращено в 17 раз, а в 2008 году предприятие полностью ликвидировали. В результате, Согдиондон и Горная Чуя оказались в плачевном положении и сегодня являются глубоко дотационными – доля их собственных доходов составляет 0,5%.

Большая часть населения поселков – пенсионеры  и безработные. Электроснабжение населенных пунктов осуществляется через единственную линию электропередачи, которая находится в ветхом состоянии. Отключения происходят регулярно, более 20% календарного времени местное население сидит без света. Резервный источник – дизельная электрическая установка – не эксплуатируется из-за отсутствия специалистов. Инженерные сети и коммунальные объекты тоже давно пришли в негодность.

Плюс ко всему, автомобильная дорога, соединяющая районный центр и рабочие поселки, проходит по гольцам через реки. В зимнее время ее эксплуатация из-за обильных снегопадов и частых ветров возможна только при постоянной работе снегоочистительной техники. Поэтому содержание дороги обходится почти в 4 млн рублей в год. На переселение поселков Горно-Чуйский и Согдиондон требуется около 450 млн рублей, при этом ежегодные расходы на их содержание составляют порядка 123 млн.

Проекты законов о дополнительных мерах соцподдержки жителей поселков в Законодательное Собрание внесены врио губернатора Иркутской области Сергеем Ерощенко. В них прописаны условия и механизм предоставления гражданам единовременных социальных выплат на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области.

Размер жилищной субсидии – 690,9 тыс. рублей. Он определен исходя из общей площади жилого помещения на одного человека (20 кв. м.) и средней рыночной стоимости жилья в регионе в первом квартале 2015 года – 34,5 тыс. рублей за квадратный метр. Все жилье в поселках муниципальное. Получая субсидии, наниматели помещений должны будут подписать согласие на расторжение договоров социального найма.

Общие расходы областного бюджета на предоставление социальных выплат жителям поселка Согдиондон составят 205, 8 млн рублей, Горной Чуи – 232, 1 млн рублей. Предполагается, что после принятия законов на переселение жителей Горной Чуи уже в 2015 году будет направлено 200 млн рублей – средства предусмотрены в резервном фонде. Согдиондон начнут расселять в 2016 году.

На вопросы парламентариев о том, хотят ли сами жители поселков покинуть родные места, Владимир Родионов ответил: «Не просто хотят, а с нетерпением ждут, когда же это произойдет».

По словам и.о. министра, в поселке Горно-Чуйском, расположенном в 148 км от райцентра – Мамы, нет ни аптеки, ни возможности получить медицинскую помощь. В школе на 450 учеников занимается всего 14 человек, уроки иностранного языка и физкультуры там не ведутся из-за отсутствия педагогов.

В рамках обсуждения процесса переселения возникла дискуссия о его целесообразности. Светлана Семенова, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, отметила, что переселение – дело добровольное, и если в поселках останется даже по два человека, то деньги на содержание населенных пунктов тратить все равно придется. Депутат Алексей Козюра выразил свое недоумение объемом жилищной субсидии. По его мнению, если семья из нескольких человек еще сможет приобрести что-то приличное, то одиноко проживающий человек на 600 тыс. рублей не купит дом даже, к примеру, в Черемховском районе.

Валерий Лукин, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, заявил, что переселение вообще возможно по согласованию с Правительством РФ и на федеральные деньги. На это юристы ответили, что такая схема предполагает ликвидацию поселков, а это возможно лишь при полном отсутствии там жителей. Поэтому процесс – от расселения до ликвидации – растянется на годы, и в дальнейшем привлечение федеральных средств подразумевается.

У правового управления ЗС тоже возникло немало вопросов по представленным законопроектам. Один из них: кем и почему развитие поселков было признано бесперспективным? Однако представители управления признали возможность обсудить все замечания на сессии, в том числе, во время перерыва, и затем принять законопроекты во втором и окончательном чтениях.

Андрей Лабыгин отметил, что четкого понимания ситуации на сегодня нет – удастся ли всех переселить и закрыть поселки, неясно. Поэтому он предложил рассматривать законопроекты именно как дополнительную меру социальной поддержки жителей. Комитет решил рекомендовать сессии принять проекты законов в первом, а затем во втором и окончательном чтениях на сессии 25 июня.