25.06.2015 07:15
Рубрики
Культура
Теги
25.06.2015 07:15

Белорусы отпраздновали Купалье

В Ахины приехали 300 гостей

В ночь с 20 на 21 июня белорусы традиционно отмечают славянский праздник Купалье. В этом году местом гуляний стала деревня Ахины Эхирит-Булагатского района, которая находится в 130 км от Иркутска. На праздновании участники мероприятия отметили не только юбилейную купальскую ночь, но и 115-летие самого села, дата основания которого приходится на конец июня.

Ахины были основаны в 1910 году столыпинскими переселенцами из белорусского города Гродно. Название поселения также имеет белорусское происхождение. На данный момент население деревни Ахины исчисляется почти двумя тысячами человек. Местные жители бережно хранят народную культуру и традиции. Многие обитатели этой земли знают родной язык, говорят на нем и обучают белорусской грамоте своих детей. Ежегодно в селе проводятся национальные праздники, особенно значимые из них – Дожинки и Купалье.

Сам праздник Купалье считается одним из древнейших, его отмечают уже более двух тысяч лет. Посвящен он языческому богу всех земных плодов по имени Купала. В Иванову ночь принято проводить несколько обрядов, которые связаны с культом огня, растительного и животного мира, а также с культом зарождающейся любви.

Несмотря на то, что в Иркутской области некоторые деревни ежегодно отмечали Купалье, следуя традициям предков, массовую популярность праздник приобрел только в последние годы. Во многом этому способствовала активная деятельность участников Иркутского товарищества белорусской культуры им. Я. Д. Черского, а также активистов молодежного клуба «Крывічы».

По словам руководителя молодежного клуба Олега Рудакова, впервые белорусское общество отметило Купалье в районе реки Олха в 1996 году. Тогда на праздник собралось около 50 человек. Благодаря ежегодным этнографическим экспедициям по белорусским деревням память о народных традициях воскресает. Бесценными особенностями исполнения старинных песен, танцев иногда делятся обитатели уже исчезнувших поселений.

– Во время одной экспедиции ко мне подошла бабушка и сказала: «Деревни, в которой я родилась, давно уже нет, но я помню белорусскую песню, которую мне пела моя мама в детстве. Сейчас ее уже никто не поет, только я помню слова. Мне очень хочется, чтобы вы ее воссоздали». Она напела мелодию уникальной старинной песни. Случилось однажды, в Беларуси мы ее показывали, говорят, что такой песни они не слышали. То же самое с танцами и с хороводами. Например, бабушки из деревни Марининск Заларинского района нам показали особенности танца «Краковяк». Мы их воссоздали и исполняем, – рассказал Олег Рудаков.

Купальская ночь в этом году, как и положено, проходила в соответствии со всеми народными традициями и правилами проведения этого древнейшего обрядового праздника. Предусмотрено было и плетение венков, и хороводы вокруг зажженного костра, и поиск «папараць-кветки» (волшебного цветущего папоротника), и состязание с «нечистой силой», и заключительное пускание венков на воду.

Местные жители принимали активное участие в проведении мероприятия. Они тщательно подготовили к приезду гостей поляну у реки Куда, угостили приглашенных национальными картофельными блюдами – драниками и колдунами. Потчевали и традиционным бурятским блюдом – позами, показывая этим, что культурные традиции совместного проживания на одной земле объединяют разные народы. Вместе с гостями ахинцы укладывали костер и плели венки. Выступил местный ансамбль белорусской песни «Веснянки». Молодые девушки в национальных костюмах спели несколько песен, исполняемых только в купальскую ночь. Во время плетения женщинами венков исполнялись песенные композиции, связанные с образами растительного мира, в момент проводов Купалинки, дочки бога Солнца, также звучали песни, соответствующие этому моменту.

Для участия в обрядовых ритуалах противостояния нечистой силе сельчанам даже пришлось переодеваться в устрашающие костюмы чертиков и ведьм.

Одно из главных действий праздника – очищение огнем. Костер на Купалье должен гореть всю ночь. Пламя славяне считали священным и верили, что оно избавит от болезней, горестей и печалей. Участники гуляний охотно прыгали через костер. Считалось, кто выше прыгнет, тот будет счастливее. Но не только огонь в эту ночь приобретает магическую силу, целебные свойства воды и растений также усиливаются в значительной степени.

В этом году в праздновании Купалья приняли участие около 300 человек, половина гостей приехала из областного центра.

Смотрите также: фоторепортаж Матрены Бизиковой «Белорусы Приангарья отпраздновали Купалье»