Дефицит воды при ее изобилии
Темой круглого стола, созванного по инициативе комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС, стало обеспечение населения области чистой питьевой водой.
Программе «чистая вода» требуется финансовое подкрепление
Как сообщил заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Александр Трифонов, на сегодняшний день обеспечение водопроводной водой городского населения составляет около 95%, сельского – около 40%. Действуют порядка 250 централизованных систем водоснабжения и около полутора тысяч скважин. Правда, учесть все скважины невозможно, поскольку они бурятся самостоятельно разными хозяйствующими субъектами, и не все регистрируются.
Несмотря на вроде бы высокую обеспеченность водой, в то же время наблюдается резкое различие в ее качестве. В лучшем положении находятся города и поселки, расположенные в верховье Ангары, где проживает более 70% населения области. А вот степные района, по большей части входящие в Усть-Ордынский Бурятский округ, страдают от недостатка водных ресурсов. Там в основном водоснабжение происходит из подземных источников. Но эта вода, как правило, непригодна для питья в силу своей высокой минерализации, жесткости, большого содержания железа, марганца, сульфатов. Чтобы довести ее до потребительских норм, требуется дорогостоящая дополнительная очистка.
Маловодные периоды, начавшиеся с 2013 года, тоже усложняют проблему водоснабжения. Даже могучий Байкал испытывает недостаток поступления воды. Если при обычной норме приток составляет чуть больше 5 тыс. куб. м в секунду, то сегодня в него поступает около 3,5 тыс. куб. м. Есть опасность, что озеро не наберет к зиме необходимого объема для нужд промышленного и хозяйственного потребления.
По мнению Александра Трифонова, нет простого алгоритма, способного быстро разрешить проблему водоснабжения.
– Необходима реализация целого комплекса мероприятий, которые включают совершенствование технологии подготовки и очистки воды, реконструкцию и строительство водопроводных и канализационных сооружений, экономию воды. Там, где это возможно, необходимо переходить на подземные источники водоснабжения и строительство соответствующих водозаборов.
Многое было достигнуто с помощью программы «Чистая вода». Она позволила осуществить такой дорогостоящий проект, как систему водоочистки в городе Бодайбо, а также развить систему централизованного водоснабжения в поселке Куйтун. Там не только к групповому водоводу подключено большинство социальных объектов: школы, детские сады и больница, но и десятки домовладений. Аналогичный проект начали реализовывать в поселке Большая Речка Иркутского района.
В этом году на программу «Чистая вода» выделено из областного бюджета 86 млн рублей. Казалось бы, сумма немалая, но, к сожалению, 57 млн рублей ушло на погашение долгов за прошлый год. А на оставшиеся 29 млн рублей много не сделаешь. Если в прошлые годы хватало денег на бурение 10–15 скважин (стоимость каждой от 1 млн рублей и выше), то нынче в программу не заложено ни одной.
– Чтобы их пробурить, а также приобрести 15 единиц спецтехники, в которой острая необходимость, нужно дополнительно как минимум 45 млн рублей, – заявил Александр Трифонов.
Почему вода уходит из скважин
По запасам подземных вод, причем отменных питьевых качеств, с минерализацией менее одного грамма на литр, Иркутская область занимает одно из лидирующих мест в стране. Прогнозные ресурсы составляют 45 млн кубометров в сутки. Это порядка 18 кубов воды на одного человека. В Республике Бурятия этот показатель достигает 22 кубометров, в Красноярском крае – 13 кубометров, в Забайкальском крае – пять кубометров, а на долю одного москвича приходится лишь полкуба в сутки.
– Даже в Аларском и Нукутском районах, где в породах большое содержание гипса, отрицательно влияющего на качество, можно найти подходящую воду, – заверил главный гидрогеолог Ангарской геологической экспедиции ОАО «Иркутскгеофизика» Егор Скребнев. – Вся беда в том, что буровые организации бурят по принципу: чем больше метров, тем больше зарплата, переуглубляют скважины, смешивают горизонты, нарушая тем самым гидрологический режим.
О неквалифицированном и грубом вмешательстве в недра, которое процветает последние два десятилетия, говорил и заместитель регионального министра природных ресурсов и экологии Василий Молочный.
– Парадокс. При значительных запасах подземных вод, а на сегодня в области числится 224 месторождения, мы имеем не обилие воды, а ее дефицит. Во многих районах образовались депрессионные воронки, вода уходит из скважин, пробуренных доморощенными «профессионалами».
По его мнению, необходимо провести регистрацию действующих водозаборных скважин. Последний раз такая работа проводилась в начале 70-х годов прошлого века. Одновременно требуется выявить безхозные скважины как пригодные к эксплуатации, так и подлежащие ликвидации.
Особое внимание Василий Молочный обратил на сохранение месторождения подземных вод. Из-за застройки территории в нижнем бьефе Иркутской ГЭС потеряна одна из крупнейших в области подземных кладовых. Та же участь может постигнуть и Китойское месторождение.
– Иркут-Китойское междуречье располагает великолепными подземными водами, значительно превосходящими по качеству байкальскую воду. Они могут питать и Иркутск, и Ангарск многие десятилетия. Тем более что прогнозы неутешительные: полоса безводных лет ожидается весьма продолжительной. Необходимо провести геологоразведочные работы и поставить водные запасы на баланс. Тогда можно будет оградить их от жилищной застройки санитарной зоной. К сожалению, Роснедра на наше предложение никак не реагируют и нужна помощь депутатского корпуса.
На водопой за 20 км
О тяжелом положении с водоснабжением рассказал мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев. Особенно острая ситуация складывается в деревне Кырма. Там поголовье скота переваливает за тысячу, а поить нечем. Озеро пересыхает, из скважин уходит вода.
– Люди сидят на чемоданах. Не будет воды – уедут. В программе на этот год было записано: бурение четырех скважин, а сейчас выясняется – не будет ни одной. И водовозок нет. Как прикажете дальше жить?
Сходную историю поведала и глава Карлукского поселения Качугского района Октябрина Тимофеева. Жители двух деревень, Карлука и Аргуна, живут за счет содержания скота. Только в Аргуне держат полтысячи голов. Обычно на водопой гоняли на озеро, что лежит между двух деревень. А нынче на этом озере воробью по колено. И приходится гнать скот за 20 км в соседний Баяндаевский район, на тамошнюю речку.
– Полдня туда идут, полдня назад возвращаются. Какие уж тут надои и привесы. А мы ведь весь свой нищенский бюджет пустили на подготовку проектно-сметной документации и экспертиз, чтобы вступить в программу «Чистая вода». Третий год ждем, чтобы нам пробурили скважину. И неизвестно, сколько еще ждать. Дом недавно горел, а тушить нечем. Так и сгорел.
По предложению председателя комиссии по контрольной деятельности ЗС Геннадия Нестеровича, решено наряду с рекомендациями круглого стола подготовить записку в правительство области по срочному выделению необходимых для бурения скважин и закупки водовозок.