03.07.2015 07:15
Рубрики
Общество
03.07.2015 07:15

Курс на Восточную Азию

Иркутск может войти в список городов с разрешенным безвизовым транзитом

Региональные власти намерены направить предложения в федеральный центр о включении Иркутска в список городов с разрешенным 72-часовым безвизовым транзитом для иностранных граждан. По словам врио губернатора области Сергея Ерощенко, это позволит увеличить количество желающих посетить Приангарье.

24 июня в областном центре прошла международная конференция «Иркутск – воздушный мост в Азию», приуроченная к 90-летию иркутского аэропорта. Обсудить перспективы развития и взаимодействия собрались руководители российских аэровокзалов и авиакомпаний, а также представители трех иностранных авиакомпаний (Korean Air, MIAT – Монгольские авиалинии и «Аэромонголия»), аэропортов «Чингисхан» (Монголия) и «Пекин» (Китай). Участие в конференции принял врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. Глава региона отметил вклад, который внес в развитие авиасообщения иркутский аэропорт на протяжении своей 90-летней истории, добавив, что вместе с коллективом предприятия правительство региона прошло нелегкий путь передачи имущественного комплекса авиаузла в региональную собственность.

– Это знаковое событие для Приангарья. Передача аэропорта будет способствовать поступательному развитию области, – подчеркнул Сергей Ерощенко. 

Врио губернатора также затронул тему строительства нового международного терминала, который, по заверению главы региона, появится максимум через три года:

– Уже есть огромное количество желающих построить терминал, но мы будем работать только с теми, кто реально что-то сделал. Также сейчас проводится реконструкция Байкальского тракта, развязки на котором строятся с учетом нового аэропорта. Все идет своим чередом. Ведется работа по строительству центра техобслуживания, нового топливно-заправочного комплекса, по реконструкции взлетно-посадочной полосы. Иркутск должен стать логистическим центром не только региона, но и востока страны. Все действия областного правительства будут направлены на то, чтобы жители могли получать комфортные услуги, чтобы соотношение «цена – качество» отвечало реальности.

Переориентация спроса

Как рассказал на конференции коммерческий директор ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» Юрий Курдюков, в настоящее время предприятие обслуживает более 60 направлений, из них 40 внутрироссийских и 22 международных. Аэропорт принимает практически все типы воздушных судов, в том числе тяжелые широкофюзеляжные «Боинги» 777, 747 и Аэробус А330.

В прошлом году пассажиропоток иркутского аэропорта превысил 1,7 млн человек (в 2013 году – 1,56 млн). Среди международных направлений лидирует Бангкок (112,4 тыс. пассажиров), за ним следуют Пекин (55 тыс.), Анталия (50 тыс.), Пхукет (46,9 тыс.) и Камрань (44,5 тыс.). В 2014 году возросло количество пассажиров из Пекина – на 67% (с 15,6 тыс. человек до 23 тыс.). Однако произошло снижение числа туристов по другим направлениям – из европейских стран, США, Кореи, Монголии и Японии.

С начала этого года наблюдается увеличение пассажиропотока иркутского аэропорта на российских направлениях. За пять месяцев 2015 года внутренними рейсами летели 447,8 тыс. человек, что на 5% превышает показатели аналогичного периода 2014 года. Самое популярное направление – Иркутск – Москва. В столицу ежедневно вылетают семь рейсов различных авиакомпаний. Практически на все лето выкуплены билеты в Симферополь. Кроме того, в 2015 году открыто два новых направления – в Уфу и Казань.

При этом из-за нестабильной экономической ситуации в стране сократилось число желающих лететь за рубеж. По прогнозам иркутского аэропорта, пассажиропоток из областного центра в тот же Бангкок в 2015 году снизится почти на 30% – со 111 тыс. до 87 тыс. человек. Увеличение может произойти только на направлении Иркутск – Пекин – с 55 тыс. до 57 тыс. пассажиров.

– Основными направлениями для развития авиаперевозок из Иркутска являются Китай, Монголия, Корея и Япония, – рассказал Юрий Курдюков. – Сейчас идет работа по увеличению рейсов в эти страны. Так, планируется восстановить рейс Иркутск – Шеньян. С 23 мая возобновились перелеты в Сеул (Южная Корея), с 31 мая два раза в неделю совершается чартерный рейс в Тяньцзинь (Китай). Думаю, пассажиропоток на международных направлениях восстановится уже в 2016 году. К тому же падение курса рубля повышает привлекательность России для иностранных туристов. В связи с этим мы планируем увеличение турпотока именно со стороны азиатских стран.

Аэропорт Пекина не резиновый

Представитель международного аэропорта «Пекин» Мэнг Ксян Вэй в свою очередь добавил, что Иркутск является важнейшим партнером китайского аэровокзала. Среди российских партнеров аэропорт столицы Приангарья занимает пятое место по пассажиропотоку. В настоящее время перелеты между Иркутском и Пекином осуществляют две авиакомпании – «Сибирь» и «Хайнаньские авиалинии» (в общей сложности пять рейсов в неделю).

– Пассажиропоток между Китаем и Россией постоянно увеличивается, – продолжил Мэнг Ксян Вэй. – В 2014 году он вырос на 15%. Почти половина рейсов из городов России совершаются в Пекин. 19% всех пассажиров из России, которые путешествуют транзитом, выбирают наш аэропорт для осуществления стыковочных рейсов.

У Мэй Лумина, главного управляющего отделом международных отношений холдинговой компании «Столичный аэропорт», куда входит 40 аэровокзалов Китая, в том числе и «Пекин», несколько иная точка зрения на перспективы взаимодействия с иркутским авиаузлом:

– Пекинский аэропорт сегодня очень загружен. И найти возможность увеличения рейсов из Иркутска в Пекин в дальнейшем будет очень сложно. Поэтому необходимо переориентировать направления в другие города Китая, расположенные в территориальной близости от Пекина. Например, в Тяньцзинь и Шицзячжуан, которые имеют более свободный график полетов, очень хорошую систему обслуживания авиарейсов и пассажиров. Кроме того, администрация данных аэропортов крайне заинтересована в привлечении иностранных компаний в свой регион. Сообщения между этими городами и столицей Китая развиты. Есть скоростная железная дорога, хорошие автотрассы. Фактически это тот же самый Пекин.

Генеральный директор авиакомпании «Ангара» Анатолий Юртаев сообщил на конференции о планах предприятия по международным направлениям, в частности, в страны Восточной Азии – Китай, Монголию, Южную Корею и Японию. Так, в феврале текущего года «Ангара» получила официальное назначение как регулярный перевозчик по международным направлениям из Иркутска в Улан-Батор, Чеджу, Шанхай, Далянь, Тяньцзинь и Шэньян, а также из Новосибирска в Гянджу, Урумчи, Баку и Ленкорань. На данный момент авиакомпания проходит необходимую сертификацию CCAR-129.

Трансферные перспективы

О перспективах сотрудничества узловых аэровокзалов в Сибирском Федеральном Округе говорил генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. По его словам, очевидные географические преимущества аэропортов СФО как пересадочных узлов используются не в полной мере при полетах из городов Дальнего Востока России в европейскую часть. Чтобы исправить эту ситуацию, новосибирский аэровокзал реализует с 2012 года совместный трансферный проект с авиакомпанией S7 Airlines. В результате в 2014 году объем трансферных перевозок вырос на 20%, в первом квартале текущего года – на 28%.

– Взаимодействие между авиапредприятиями нужно развивать, – считает Евгений Янкилевич. – Например, жители Новосибирска через Иркутск могут отправиться в Маньчжурию, Тяньцзинь, Улан-Батор, а также в Бодайбо и Ленск. В маршрутной сети аэропорта Толмачево этих направлений нет. В свою очередь через Новосибирск пассажиры из Иркутска могут лететь во Франкфурт, Стамбул, Астану, Урумчи. Таким образом, если аэропорты СФО будут сотрудничать, а не конкурировать, они смогут привлечь больше пассажиров.

Евгений Янкилевич добавил, что в структуре трансферного пассажиропотока новосибирского аэропорта доля международных воздушных линий занимает всего 1%. Между тем общий потенциал трансферного пассажиропотока на маршрутах Европа – Китай (Юго-Восточная Азия) – более 600 тыс. пассажиров в год.

– Необходимы мероприятия по дальнейшему развитию данного сегмента, чему будет способствовать принятие законопроекта о 72-часовом безвизовом режиме для иностранных граждан, – заявил Евгений Янкилевич.

На сегодняшний день режим 72-часового безвизового пребывания иностранных граждан действует в европейских странах, США, Китае, Японии, Сингапуре и других государствах. В России рассматривается законопроект о введении аналогичного режима и на территории страны. Однако в списке городов обсуждаемого нормативного акта Иркутска пока нет. Сергей Ерощенко пообещал, что региональные власти будут вести переговоры с федеральным центром о получении права 72-часового безвизового транзита для иностранных граждан.

– Иркутская область – привлекательный регион как для российских, так и для иностранных туристов, – заявил Сергей Ерощенко. – Уверен, что Иркутск достоин того, чтобы войти в список городов с безвизовым транзитом.