07.08.2015 07:15
Рубрики
Территории
Текст
Юрий Юдин
Текст:
Юрий Юдин
07.08.2015 07:15

Братск встретил самолеты легендарной воздушной трассы «Алсиб»

В рамках совместного российско-американского проекта «Аляска-Сибирь 2015» в Братске 3 августа совершила посадку группа американских самолетов времен Второй мировой войны «Дуглас DC-3». Они повторяют маршрут перелета по легендарной воздушной трассе «Алсиб», по которой из США в СССР в период с 1942 по 1945 годы по ленд-лизу были поставлены порядка 8 тыс. самолетов.  

Как сообщили в пресс-службе администрации Братска, проект «Аляска-Сибирь 2015» разработан и реализуется к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне при поддержке правительства России. Организаторы акции – ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска-Сибирь 2015», ООО «Русское авиационное общество», международная компания Wargaming, американская некоммерческая организация «BRAVO 369».

В аэропорту Братска гостей встретили ветераны Великой Отечественной войны, представители администрации, общественных объединений и жители города. В составе международных экипажей – граждане России, США и Канады. Пилоты рассказали, что из Флориды они вылетели в июле, их путь в Россию пролегал через Аляску. Следующая точка маршрута – Красноярск, и в конце августа в городе Жуковский Московской области оба самолета примут участие в авиакосмическом салоне, после чего будут переданы в дар Центральному музею Вооруженных сил России.

По словам руководителя проекта перелета Сергея Баранова, два самолета, которые являются участниками перелетов времен Великой Отечественной войны по трассе «Алсиб», находятся в хорошем техническом состоянии. Один из них выпущен в 1942 году, второй – в 1943-м. Как отметил командир экипажа Валентин Лавреньтев, самолеты не оснащены современными приборами, и поэтому у пилотов была уникальная возможность не только повторить перелеты, но и испытать на себе все трудности, которые приходилось преодолевать летчикам во время Великой Отечественной войны.

С приветственным словом к гостям обратился депутат Законодательного Собрания Иркутской области, ректор Братского госуниверситета Сергей Белокобыльский:

– В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1200 боевых самолетов. В небе господствовали фашисты. Первые поставки Советскому Союзу американских и английских вооружений, в том числе самолетов, через Северную Атлантику показали надежность этого маршрута. С 1942 по 1945 год в рамках программы ленд-лиза по «Алсибу» было переправлено около 8 тыс. американских боевых самолетов, которые активно использовались советскими летчиками. Каждый из этих самолетов преодолел огромное расстояние, а общий путь составил почти 14 тыс. км.

Участники российско-американского перелета «Аляска-Сибирь» посетили Братскую ГЭС. Во время экскурсии им рассказали о технических характеристиках одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций и о ее роли в энергетическом комплексе России. Также члены экипажей двух американских самолетов встретились в Братском государственном университете с представителями ветеранской организации города, студентами, активистами поисковых отрядов Иркутской области.

Перед собравшимися выступили руководитель общественного движения Нижнеилимского района «Поисковик Нижнеилимья» Николай Липатов и координатор северного региона областной общественной молодежной организации «Дань памяти» Нина Куршевая. Они подробно рассказали о работе по патриотическому воспитанию молодежи и увековечиванию памяти летчиков, осуществлявших во время войны перелеты по маршруту «Алсиб». Нина Куршевая вручила российским летчикам, а также пилотам из США и Канады памятные подарки.

В свою очередь председатель Братской городской общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Александр Елохин рассказал, что поисковые отряды в Иркутской области действуют с 1960-х годов:

– Вначале они создавались на базе пионерских организаций, а с крушением советского строя их опорой стали общеобразовательные школы. Основной целью этих отрядов было и остается сохранение исторической памяти о той войне и о цене, которую пришлось заплатить за победу.

Представители экипажей сообщили участникам встречи о том, что полет проходит в штатном режиме. Американские летчики отметили высокий уровень подготовки российских пилотов. За время перелета между членами экипажей сложились дружеские отношения, рассказали летчики. Они также похвалили россиян за теплый прием во всех городах, где самолеты совершают посадки.