10.08.2015 07:15
Рубрики
Культура
Теги
10.08.2015 07:15

Оружейник из Узкого Луга

Делает уникальные вещи времен дворцовых переворотов

Мастер из поселка Узкий Луг Черемховского района Валентин Уконин создает уникальное оружие разных времен и эпох. Особенно ему интересен период правления императрицы Екатерины II, во времена которой его предки верой и правдой служили русскому престолу.

Дом Валентина Уконина похож на мини-музей. Холодное и огнестрельное снаряжение разных исторических периодов мастер делает своими руками.

Биография Валентина Маркеловича богата и загадочна. Его родовые корни уходят в старинную Финляндию. Оттуда прапрадеда привезли на служение императрице Екатерине II, которую короновали на русский престол в 1762 году. Дед Валентина Уконина служил при дворе садовником, участвовал в закладке знаменитого Разводного сада при Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге. Прабабушка была фрейлиной при дворе венценосной Екатерины – такая история сохранилась в семейном архиве.

Поэтому неслучаен пристальный интерес мастера к эпохе императрицы Екатерины II, чье правление в истории называют золотым веком России. Это были не только времена дворцовых переворотов, но и доблести, и чести, отмечает Уконин.

Страсть к историческим поделкам у Валентина Маркеловича началась шесть лет назад, с тех пор, как вышел на пенсию. В живописное село Узкий Луг он переехал 10 лет назад, после Ангарска, где работал фотографом, ювелиром, музыкантом, часовых дел мастером. Почти все профессии пригодились в его удивительном хобби.

Дом мастера необычайно живописен. Над входом в зал расположена старинная корона Российской империи. В небольшом зале – два самодельных рабочих камина. На одном из них разместилась чудесная рукотворная композиция-водопад, словно сошедшая со старинных гравюр. Композиция представляет собой каменный замок со сложным переплетением ходов и галерей, увитых зеленью. Дивный сад разместился по соседству с замком. Рядом с камином – просторное старинное кресло. Такие вещи украшали дворянские усадьбы лет 200 назад.

– Кресло своими руками сделал, – подтверждает наши догадки хозяин, – в холода затоплю камин, смотрю на огонь и качаюсь.

Мастер создает макеты старинных шхун и корветов XVII–XVIII веков, вензели, гербы. Но главным в его коллекции остается старинное холодное и огнестрельное оружие, макеты которого он делает в натуральную величину. При изготовлении работ Валентин Маркелович строго придерживается истории. Знания черпает из справочников, книг, кинолент. Стрелы времен Чингисхана сделаны исключительно по архивным зарисовкам. Гербы строго соответствуют определенной исторической эпохе. Используемые в декоре вензели по виду и облику отвечают своим старинным образцам. А калибр оружия соблюден до миллиметра.

Вот точная копия казацкого пистоля времен покорения Сибири Ермаком. Поражает воображение пятизалповый пистолет, авторство которого принадлежит тульским оружейникам. Маленький пистолет, подаренный в свое время императрице Екатерине II, воссоздан до мельчайших подробностей. Абордажные ружья и охотничьи сабли разных веков хоть сегодня можно использовать в качестве реквизита для съемок исторических фильмов. Старинная булава, внутри которой находится хитро замаскированный кинжал – смертельное оружие XVII века. Мушкетерские, рыцарские шпаги, старинные палаши-клинки, морские кортики – чего только нет в удивительной коллекции!

– А вот точная копия  пистолета, из которого Дантес застрелил поэта Александра Пушкина, – показывает мастер. – А это – копия пистолета Джека Воробья из знаменитой саги о пиратах Карибского моря.

Эти изделия действительно не отличить от подлинников. Чтобы максимально точно и близко передать колорит ушедшей эпохи, мастер продумывает каждую деталь, совершенствует технологию изготовления.

Он самостоятельно научился ковке и шлифовке. Чернение деталей оружия проводит по только ему ведомым старинным рецептам. Воронение стволов тоже проводит по старинке, не с помощью красок, а на огне, как делали наши предки. Оттого его современные работы выглядят по-старинному благородно.

В качестве материала автор использует то, что буквально лежит под ногами – металл, дерево (особенно любит березу), камни. Как-то собаки притащили в ограду коровий рог. Мастер повертел его так и сяк, отполировал, установил на треножник, и брошенная вещь превратилась в старинный уникальный предмет, которыми знать XVIII века украшала кабинеты и библиотеки.

Не менее хороши и макеты старинных парусников. Вот крошечная копия шхуны, на которой легендарный Васко да Гама – португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий – совершил плавание из Европы в Индию. Особым предметом гордости автора является копия корабля XVII века, которую в свое время потопил вольный казак Стенька Разин.

За работой деда пристально наблюдает и учится внук Слава. К нему за советами приходят и другие дети. Уконин всем охотно помогает, рассказывает, делится секретами. Он мог бы и кружок специальный вести, но заниматься негде. ДК в Узком Луге из-за аварийности стоит на замке, а других свободных помещений для занятий нет.

Со своими работами Валентин Маркелович не раз выставлялся на областной «Земле сибирской» и районных выставках. Свои первые изделия – корабли и самолеты – он давно раздарил. А новые работы – как любимые дети.

– Своими работами принципиально не торгую, – говорит мастер. – Могу выполнить по заказу или подарок сделать…

Есть у него работы, необыкновенно дорогие сердцу. Например, наконечники для стрел, на которых выгравированы имена близких и дорогих людей – мамы, бабушки, внуков.

– Я когда-нибудь уйду, а это все останется. И кому-то послужит, – уверен мастер.