12.08.2015 07:15
Рубрики
Культура
Теги
12.08.2015 07:15

Легендарному нашему земляку – писателю и поэту, соавтору популярной «Черной свечи» Леониду Мончинскому – 80!

Проживающий ныне в Краснодаре, свой юбилей он прилетел отмечать на малую родину – в Иркутск, где его встретили с поистине сибирским размахом друзья, коллеги, соратники. На встрече с юбиляром побывал и известный иркутский журналист Павел Кушкин.

Следи за словом

Мончинский, как и многие известные литераторы поколения 50–70-х годов, «выпорхнул из гнезда» областной молодежной газеты. Редакция «Советской молодежи» находилась тогда в центре Иркутска на улице Киевской. Именно оттуда вышла целая плеяда выдающихся прозаиков и поэтов. Мне посчастливилось прийти в «Молодежку» именно в ту пору, когда здесь витал творческий дух Александра Вампилова и Валентина Распутина, Евгения Суворова и Альберта Гурулева. Они были уже на вольных хлебах, но родную газету не забывали, забегали сыграть в бильярд и за рюмкой «чая»» поспорить на литературные темы. Попасть в штат редакции тогда было не только почетно, но и архисложно. Я года три терпеливо дожидался своей очереди, чтобы меня приняли в оборонно-спортивный отдел. А что было делать, если пробить дуэт зубров Леонида Мончинского и Игоря Альтера было не легче, чем сломать железобетонный забор. Мы жили по соседству в Иннокентьевке (Иркутск II) и мне ничего другого не оставалось, как по утрам приносить газетные заметки Лёне домой. Дверь, как правило, открывала его мама, добрейший души человек:

– Проходи, Паша, – приветливо приглашала она, – Лёня скоро придет, а мы пока с тобой чайку с клубничным вареньем попьем.

Это уж потом, когда Альтер уехал за кордон в «Софию-пресс», и освободилось место, меня зачислили сотрудником с окладом, гораздо низшим, чем я получал в многотиражной заводской газете под многообещающим названием «За коммунизм». Мончинский мило улыбнулся:

– Вампилову такой оклад, как у тебя, не снился. Он пришел в редакцию, где было только одно вакантное место – библиотекаря. А какие шедевры выдавал. Мотай на ус…

Созидать под его крылом было легко и сложно. Он подсказывал горячие темы, щедро делился опытом, как их лучше решить, и в то же время «строгал» за легковесность. Это были поистине бесценные уроки отношения к профессии. Детально разбирая текст, Мончинский повторял: «Следи за словом».

А мог стать тренером

А ведь он пришел в журналистику по воле случая. В неспокойном Иркутске II в годы его юности модными были молодецкие разборки улица на улицу. Шла жестокая и непримиримая война за влияние. Лёня не оставался в стороне, любил помахать кулаками, а акцентирующим ударом природа его не обделила. К счастью, в рабочем поселке жил великий энтузиаст бокса, будущий заслуженный тренер России Александр Сергеевич Копытин. Он спас десятки мальчишек от многих бед, открыв секцию бокса, куда пришли почти все уличные забияки. «Бокс – не драка, а большое искусство», – учил Копытин своих подопечных. Лёня, как толковый ученик, впитывал все лучшее, вскоре став правой рукой тренера. Кто знает, как бы сложилась его дальнейшая жизнь, вполне возможно, он пошел бы по спортивной стезе, тем более что окончил тренерские курсы. Но в нем проснулся другой дар. Своими наблюдениями и впечатлениями Лёня стал делиться в заводской многотиражке, и так ладно у него это получалось, что его пригласили в газету. А уж оттуда он прямиком угодил в областную молодежную газету. Его усиленно сватали в журнал «Огонек», а он выбрал почему-то АПН (Агентство Печати Новости). Но и там не задержался. Мне кажется, ему уже было тесно на газетном пространстве, и душа искала выхода. И он решительно изменил образ жизни, уехав на север, в Бодайбинскую старательную артель «Лена», к Вадиму Туманову, личности незаурядной – «победительного жизнелюбия».

«Черную свечу» писал с Высоцким

«Леонид искал применение своим человеческим и деловым качествам, поэтому пришел в старательскую артель, – высказывает свою точку зрения ветеран золотодобывающей отрасли Сергей Наумов, не один год работавший вместе с Мончинским, – мы вкалывали на пределе сил, по 16 часов в сутки, и Лёня трудился с нами на равных. Между прочим, производительность артели раза в три была выше, чем у любого государственного предприятия. Главная заслуга в этом, конечно, принадлежала руководителю артели».

Туманов после ужасных лет наветов стал хозяином судьбы, золотоискателем государственного масштаба. Большим его другом был Владимир Высоцкий, часто приезжавший в витимскую глушь с концертами. Нужно ли говорить, какой огромный интерес у старателей вызывали эти встречи с любимым певцом. Там в 1976 году и произошло знаковое событие – знакомство блистательного журналиста Мончинского и любимца миллионов – Высоцкого, переросшее в дружбу. По словам Леонида Васильевича, «Высоцкий, будучи человеком наблюдательным и любознательным, никак не мог пройти мимо столь удивительного явления, каким была Тумановская артель, о прошлом и настоящем которой Высоцкий предложил написать сценарий фильма. Я согласился, но выдвинул свой вариант – написать сначала книгу. На том и порешили.

«Писалось трудно, – не скрывал Леонид Васильевич, – совместно работали урывками, многое согласовывали по телефону. Привозимые в Москву рукописи вдвоем сутками доводили до ума».

Первая часть романа «Побег» была практически закончена, когда Высоцкого в 1980-м не стало. Вторую часть «Стреляйте, гражданин начальник!» Мончинский дописывал уже один. В 1992 году тысячи читателей впервые познакомились с книгой «Черная свеча», ставшей мгновенно бестселлером. Казалось, после Солженицына и Шаламова лагерная тема исчерпана, но Мончинский нашел новый поворот. Тиражи буквально сметались с прилавков. Не только в России, книгу издали в США, Японии и других странах.

Слов нет, «Черная свеча» принесла имя Мончинскому, но справедливости ради надо сказать, что к тому моменту он уже был состоявшимся писателем, издав до этого в Германии «Прощеное воскресенье», удостоенное премии им. Василия Шукшина. Эти две работы получили продолжение: на экраны вышли фильмы «Волчья кровь» (1995 год) и «Фартовый» (2006 год).

Юбилейная встреча

… Юбилей вылился в творческий вечер в Доме актера, на который собрались не только друзья, но и поклонники таланта писателя. Поздравления и воспоминания, песни и шутки текли рекой. По-спортивному подтянутый и молодцеватый, ироничный и улыбчивый, Леонид Васильевич отвечал взаимностью. Черту подвел заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин:

«Все мы рады, что Леонид Васильевич отмечает свой юбилей в родном Иркутске, где его любят, почитают и ценят. Желаем здоровья и ждем новых встреч!»