Дипломат из Черемхово
Черемхово богато талантливыми, неординарными людьми. Этот город – родина драматурга, актера, режиссера Владимира Гуркина, космонавта Александра Полещука, драматурга Михаила Варфоломеева. Сегодня наш рассказ еще об одном выходце из Черемхово – дипломате Николае Сизых, чья биография, в силу его профессиональной деятельности, мало знакома широкой общественности.
Сегодня Николаю Гавриловичу Сизых – 70 лет. Несмотря на возраст, он все еще трудится в МИДе на дипломатической стезе. Дипломат работал в ряде африканских стран послом, занимался консульской проблематикой, вел работу с соотечественниками, решал протокольные вопросы. Талантливый профессионал, яркая, многогранная личность, говорят о земляке его современники. Добавим – и поэт. Его стихи пронизаны философскими мотивами и житейской мудростью. В Москве изданы несколько сборников его стихов.
О себе дипломат никогда не любил рассказывать, о многом в его жизни повествуют стихи и воспоминания родственников.
– Моя дядя Николай Гаврилович родился в Нижней Ирети, – вспоминает жительница города Черемхово Тамара Блашкевич. – Его отец, мой дед, как «враг народа» 17 лет провел на каторге, на Колыме. Семье пришлось очень трудно.
Вспоминая те годы, Николай Сизых писал:
Я снова погружаюсь в детство,
глубины память приоткрыли –
хлебнул по полной лихолетства
послевоенного в Сибири…
Семья долго билась со Сталинской системой, разыскивая родного человека, обращалась в разные инстанции, писала запросы в НКВД. Но отовсюду неизменно приходил ответ, что данных о разыскиваемом нет «до особого распоряжения». Особое распоряжение последовало в 1956 году, когда Гаврилу Васильевича Сизых реабилитировали «за отсутствием состава преступления».
Я ребенком голодал в дни войны,
я из тех, кто ждал отца с Колымы.
Там 17 лет он отбыл сполна,
непонятно, в чем была его вина?
Нас троих воспитывала мама,
вот такая наша жизненная драма…
После ареста отца Коля окончил в Голумети начальную школу, затем переехал к брату Михаилу в Черемхово, где продолжил учебу в школе № 3. Завершением обучения стало получение серебряной медали.
После выпускного поступил в Томский политехнический институт, по окончании которого был направлен на Кузнецкий металлургический комбинат в город Новокузнецк. Там до января 1963 года проработал слесарем-электриком, затем начальником испытательного участка электроремонтного цеха. С 1963 года Николай перешел на комсомольскую работу, откуда и началась его карьера. Он был избран первым секретарем Новокузнецкого горкома комсомола, а в 1967 году стал первым секретарем Кемеровского обкома ВЛКСМ. В 1973-м был направлен на учебу в Высшую дипломатическую школу при Министерстве иностранных дел СССР. И после этого всю свою жизнь Николай Гаврилович посвятил дипломатической работе. В центральном аппарате МИД он занимал различные должности, работал в представительствах за рубежом. Дипломатический ранг Николая Гавриловича – Чрезвычайный и Полномочный посланник 1 класса.
Самыми длительными командировками были поездки в страны Африки.
В Буржумбуре русский лес,
Много земляники.
Бегемоты сбор рубят
В водах Танганьики.
Это озеро – алмаз
В африканской зоне.
Лишь Байкал его затмит
В мировой короне.
Конго, Джибути, Чад, Алжир – вот неполный послужной список дипломата. Африканский континент, вечно раздираемый гражданскими межплеменными войнами, был отнюдь не курортом. К примеру, вооруженный конфликт в Бурунди между этническими группами тутси и хуту в конце 90-х годов перерос в страшную войну, закончившуюся геноцидом одной из сторон.
Подробностей о дипломатической службе на войне дипломат не рассказывал никогда. Но было многое – и обстрелы посольств, и эвакуация под бомбежками…
Ах, какая стоит тишина.
И как трудно приходит она.
В ожиданье грядущей атаки
Мы не знаем покоя и сна.
Об одном я прошу тишину –
поскорее окончить войну.
И вернуться живыми в Россию,
Чтобы пули людей не косили.
По возвращению из Африки Николай Сизых продолжил работу в МИДе. Его работа была связана с командировками в Швейцарию, Францию, прибалтийские страны. Здесь тоже была серьезная, закрытая от посторонних глаз работа по защите интересов Родины, и новые стихи. Любуясь парижской Эйфелевой башней, дипломат написал:
А башня стоит как ракета на старте,
степенно и смело готовясь в полет.
И верно твердят знатоки на Монмартре –
с орбиты Парижа она не сойдет…
Сегодня дипломат служит в МИДе в качестве эксперта, лично знаком с Владимиром Путиным, имеет множество наград и благодарственных писем от президента.
На исторической родине в Черемхово бывает раз в пять лет. В дни приезда встречается с немногочисленной родней, друзями-одноклассниками, гуляет по городу и радуется родным местам. По признанию родных и земляков, связи с которыми Николай Гаврилович никогда не терял, он по-прежнему остался простым, доступным в общении и доброжелательным человеком. Прощаясь с дорогими людьми, дипломат-поэт всегда оставляет написанные стихи-пожелания.
И остается, как и прежде,
всем россиянам жить в надежде…