Лучшая «Традиция» Аллы Мироненко
Научно-исследовательская проектная реставрационная мастерская «Традиция» – одна из известных и уважаемых в своей сфере в Приангарье. На ее счету преображение таких исторических зданий, как Иркутский драмтеатр им. Н.П. Охлопкова, Харлампиевская церковь, музей истории города. Недавно проект реставрации Дома офицеров, выполненный «Традицией», получил высокую оценку на фестивале «Зодчество Восточной Сибири». О секрете такого успеха и любви к старинной архитектуре корреспонденту «Областной» рассказала директор мастерской Алла Мироненко.
– Алла Корнеевна, ожидали ли вы получить «Золотой диплом» фестиваля?
– Когда мы выставляли проект на конкурс, то, безусловно, хотели претендовать на победу, а потом решили, что он вообще ничего не выиграет. Настолько он выпадал из контекста фестиваля, ведь в других проектах не было столь тщательного подхода.
– Насколько я понимаю, тщательный подход – это вообще фирменный знак «Традиции». Расскажите о вашем коллективе.
– У нас работают 15 архитекторов, а вместе со специалистами смежных специальностей коллектив примерно из 40 человек. Главный архитектор мастерской и автор проекта «Особняк Колыгиной» (Дом офицеров) – Лидия Малышева. Она не раз уже получала призы на различных конкурсах, например, ее проект Храма святого великомученика Пантелеймона в Ново-Ленино был награжден «Золотым дипломом» фестиваля «Зодчество Восточной Сибири – 2012». Лидия выполняла фасады и планировку Дома офицеров, а другой наш сотрудник – Елена Трескина – руководила работами по интерьерам здания.
– Когда же мы увидим Дом офицеров обновленным?
– Сейчас проект проходит госэкспертизу, и здесь у нас возникают трудности. Нужно отметить, что здание уникально для Иркутска, ведь такого количества сохранившихся элементов интерьера у нас практически нет ни в одном памятнике архитектуры. Интересно, что в Доме офицеров представлены сразу два периода – дореволюционный и послевоенный. Но это и плюс, и минус проекта, ведь сделать усиление здания без ущерба для внутреннего убранства невозможно. Чтобы поменять деревянные перекрытия на железобетонные, нужно сначала все «разбомбить», а потом восстанавливать в «новоделе». Логичным было бы сохранить все, как есть, тем более что это здание в очень хорошем состоянии, за исключением локальных участков. Но так как особняк планируют использовать как молодежный центр, проводить здесь массовые мероприятия, госэкспертиза не дает нам добро. Кстати, не факт, что если мы сделаем проект реконструкции, а не реставрации, то его согласуют, ведь сейчас курс взят на максимальное сохранение памятников.
– То есть, по сути, памятник нельзя использовать по назначению?
– Да, получается, именно так. Кстати, та же проблема у здания, где до революции располагалась фирма «Треугольник», а сейчас – Иркутский областной музыкальный колледж им. Шопена. Госэкспертиза предлагает учебному заведению освободить помещение, так как противопожарные нормы не соблюдены. Но если мы будем придерживаться такого подхода, то вся иркутская улица Карла Маркса вымрет, поэтому надеюсь, что нам удастся найти разумный компромисс.
– Кстати, вы заговорили об улице Карла Маркса, расскажите подробнее про регламент, который недавно выполнила «Традиция».
– Руководство города Иркутска, которое выступило заказчиком, справедливо решило, что ситуация с регламентом назрела. Улица сегодня абсолютно не подчиняется законам в плане наружной рекламы и оформления. И мы пошли в данном случае по уже проторенной дороге, ведь не так давно был выполнен регламент исторических московских улиц и Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Некоторые небезосновательно считают, что Карла Маркса – это Невский в миниатюре, ведь между ними, действительно, есть градостроительное сходство. Протяженность улицы Карла Маркса – 2,2 км, здесь сосредоточено 58 объектов культурного наследия из 79 расположенных там зданий. Сейчас регламент проходит процедуру юридических уточнений и согласований. После того как она будет завершена, осенью его рассмотрят депутаты города. Тогда у регламента есть все шансы стать документом.
– Как же изменится облик главной исторической улицы города?
– В регламенте, который насчитывает пять томов, учтено буквально все: фасады зданий и сооружений, элементы внешнего благоустройства – мощение, фонари, указатели, остановочные пункты, лавочки, урны, озеленение, монументальное искусство, подсветка и, конечно, наружная реклама. Причем решения эти не были взяты нами «с потолка». Прежде чем выбрать оптимальный вариант, мы проанализировали множество исторических материалов. Кроме НПРМ «Традиция» над проектом работали ведущие иркутские специалисты: Людмила Басина, Ирина Калинина, Елена Ладейщикова, Алексей Гаращенко, Игорь Бержинский и другие. В целом же регламент призван сохранить ценность исторической зоны и сделать улицу Карла Маркса удобной и эстетичной. Кстати, в документе затрагиваются и прилегающие территории – это те видовые точки, которые просматриваются с улицы. Мы также обозначили места, где можно установить памятные знаки. Это, прежде всего, места утрат культовых сооружений: немецкой кирхи, Благовещенской церкви и православной часовни.
– Оправдано ли такое внимание к деталям?
– Возьмем хотя бы мощение, которое сейчас укладывают на улице, не соблюдая необходимый уклон. Мало того, что в холодное время года это просто опасно для жизни горожан, которые могут элементарно поскользнуться, так и само покрытие настолько низкого качества, что его приходится менять чуть ли не каждый год. Нам бы хотелось видеть на улице Карла Маркса брусчатку из натурального гранита, с шершавой полосой, по которой смогут ориентироваться слабовидящие. Думаю, поскольку наш город – областной центр, а Карла Маркса – главная туристическая улица, мы можем себе это позволить. Что касается фонарей и других малых архитектурных форм – все они очень сильно задают стиль улицы, поэтому по каждому из этих элементов разработаны варианты с обязательными историческими деталями. Самое больное место улицы – уродующая красивые здания наружная реклама – также проанализирована в регламенте, и по каждому дому нами были даны рекомендации. Главное, что реклама должна быть выдержана по пропорциям. Также не рекомендуется использовать яркий пластик и разноцветные огни, как на елке. В общем, будем надеяться, что скоро регламент примут, и мы увидим улицу обновленной.
– Скажите, как вы стали руководителем «Традиции»?
– Я директор мастерской уже шестой год, а вообще мой стаж работы в «Традиции» – 26 лет, из них 20 лет я работала архитектором. Так что, можно сказать, я руководитель «из народа».
– Получается, вы пришли в мастерскую сразу после института?
– Официально фирму назвали «Традицией» в 1992 году, а основана она была еще раньше. В студенчестве я проходила практику у главного архитектора мастерской Александра Яковлева, так как тема моего диплома была связана с памятниками. После окончания архитектурного факультета политехнического института я три года по распределению проработала инженером в архитектурно-строительном отеле института ГипрохлорНИИ. И это была хорошая школа, которая научила меня, прежде всего, дисциплине, а потом я вернулась в «Традицию».
– Чем же был обусловлен выбор профессии?
– Я изначально была склонна к творчеству, в детстве всегда неплохо рисовала. Например, портрет мамы, который я сделала в пятом классе, при всей своей наивности имел явное сходство с моделью. Видимо, узнавали себя и школьные хулиганы, на которых мы с подругой Аллой рисовали карикатуры, ведь они постоянно хотели намять нам бока.
– Вы из творческой семьи?
– Мои родители ученые. С мужем Виктором у нас творческая семья, он – художник, я – архитектор, а наш сын Арсений учился музыке, закончив музыкальную школу по классу гитары, и танцам у известных хореографов Дорохиных в ансамбле «Фантазия».
– А почему вы пошли в реставрацию?
– Эта тема меня заинтересовала, когда я училась в институте, а любовь к старине у меня из семьи, ведь мои дедушка с бабушкой с русского севера. Кстати, наш родовой дом из села Выемково был перевезен в музей деревянного зодчества Малые Карелы в Архангельской области, а когда я училась в старших классах, мы отправляли в музей подвенечное платье моей бабушки. Да и сам Иркутск с его уникальной старинной архитектурой вдохновляет. Но не многие мои коллеги выбирают реставрацию, зато если приходят в эту тему, то остаются в ней на долгие годы. И когда приходится проектировать что-то современное, у тех, кто работает в реставрации, присутствует более тонкое чувство пропорции. У нас великолепная архитектура, которую необходимо, несмотря ни на что сохранить не только для туристов, но и для потомков.