Айболит из Эхирита
Эта профессия престижна и необходима как в селе, так и в городе. Но молодые кадры в хозяйствах не задерживаются – сказываются отсутствие жилья, невысокая зарплата. Сегодня наш рассказ о молодом специалисте, который сознательно выбрал село на жительство.
Ветеринар – одна из самых древних профессий на Земле. Первые ветеринары появились в пастушеских племенах несколько тысяч лет назад. В России толчок ветеринарной науке дал Петр I, когда привез талантливых специалистов из-за рубежа.
Профессия ветеринара построена, прежде всего, на бесконечной любви к братьям меньшим, альтруизме и выдержке. Без этого невозможно спокойно и качественно сделать промывание желудка корове или заштопать покалеченного бродячими собаками кота.
Когда ветеринара Усть-Ордынской станции по борьбе с болезнями животных Алину Ситникову в детстве спрашивали, кем ты станешь, когда вырастешь, она уверенно отвечала: «Айболитом». В детстве маленькая иркутянка часто отдыхала в деревне у бабушки в Большой Куре. Поросята, телята, овцы – кого только не было на большом деревенском подворье. В шесть лет она приняла роды у кошки. Сама еще толком не поняла – что произошло, но сразу же, из глубины детского сердца пришло желание помочь, защитить чужую крохотную жизнь. Однажды матка овцы отказалась от ягненка и девочке пришлось вскармливать малыша из бутылочки.
Потом она не раз выхаживала котят и новорожденных телят – взрослые ей доверяли как себе. Так девушка подходила к будущей профессии. В 11-м классе хотела стать неонатологом, чтобы выхаживать новорожденных детей. Ходила на подготовительные курсы, готовилась поступать в медуниверситет. За месяц до выпускного нашла на улице котенка, которому после падения с балкона требовалось серьезное выхаживание. Но котенок, невзирая на старания, погиб. Этот случай и стал толчком к выбору профессии.
Алина с блеском окончила факультет ветеринарной медицины и биотехнологий ИрГСУ им. А.А. Ежевского. После был опыт работы в частной клинике. В ветстанции поселка Усть-Ордынский выпускница проходила преддипломную практику. И узнав, что именно тут появилась вакансия, девушка без колебаний поменяла город на сельскую местность.
И ни разу об этом не пожалела. В поселке Усть-Ордынский она пока снимает квартиру, о ночных клубах и городских развлечениях не переживает, поскольку в городе бывает и от подруг не отрывается. А еще она много работает и находится на хорошем счету у руководства.
Животных, которых к ней приводят, любит как своих. Потому что ее пациенты не могут по своему усмотрению поменять доктора или пожаловаться руководству клиники. Их права не защищены законом и клятвой Гиппократа. Важными качествами ветеринара Алина называет умение быстро принимать решения в нестандартных ситуациях и определенную смелость.
Основная ее задача – лечение животных, прививки, стерилизация, прием родов.
Ей, кроме всего прочего, приходится быть психологом – ведь животные не умеют разговаривать, объясняться приходится с взвинченными, расстроенными хозяевами. А их реакция на лечение и оперирование любимого питомца может быть самой непредсказуемой.
В момент нашего приезда Алина принимала в клинике покалеченную дворняжку, которую переехала чужая машина. Водитель на сбитое животное даже не обернулся. Расстроенный хозяин пса рассказал, что Бобик долгое время прожил в семье и лучшего сторожа не найти. Ветеринар, осмотрев пострадавшего, дала неутешительный прогноз – ходить пес уже не будет, поэтому впереди – длительное бездвижное существование и постоянный уход, как за тяжелобольным. Есть еще простой способ – усыпить собаку. Хозяин несогласно молчит, берет направление на рентген, за которым предстоит ехать в областной центр. «Мы его не бросим», – коротко говорит он и выносит пса на руках.
Лицо ветврача светлеет.
– Я радуюсь, когда вижу хороших хозяев. И если животное болеет, я знаю – в добрых руках оно не пропадет, – говорит Алина.
Невнимательные хозяева ей встречаются тоже. Один из последних случаев. На рожающую домашнюю собаку семья не обратила внимания. Один из щенков застрял в родовых путях, в результате – гибель щенков, воспаление брюшной полости у взрослой собаки…
Когда животное погибает, девушка переживает это как личную трагедию. И привыкнуть к такому невозможно. Когда встречается запущенный случай, она переживает по-настоящему и до последнего проводит лечение. Бывает и плачет, не сдерживаясь.
– Я и коровку, и овечку, и свиноматку могу полечить. Но душа лежит именно к домашним питомцам, – говорит молодой ветеринар.
Болезни у животных – почти такие же, что и у людей – мастит, диарея, разница лишь в паразитологии. Главная рекомендация профессионала для хозяев – уход по породе и обязательная вакцинация.
К ней на прием заводчики и хозяева приводят собак разной породы – терьеров, хаски, маламутов. Многие охотники привозят на операцию лаек – удаляют лишний пятый палец. Особенной экзотике в работе Алины не встречалось. Лишь однажды на клинический осмотр к ней привели корниш-рекса. Эта особая порода кошек, шерсть которых и внешне, и на ощупь чем-то напоминает шкурку молодого ягненка, поскольку она кудрявая.
Современные заводчики и хозяева становятся более ответственными – большое внимание уделяют вакцинации животных, стерилизации, кастрации. Пик работы с животными приходится на весну – осень, когда собаки подвержены вирусному энтериту, а кошки страдают ринотрахеитом или калицивирозом.
Многие жители поселка Усть-Ордынский и района приходят в ветклинику только за тем, чтобы проконсультироваться – как выращивать ту или иную породу животного.
Доктору доверяют. У нее ласковые, добрые глаза и негромкий голос. И чувствуется, несмотря на молодость, опыт.
Алина одинаково хорошо знает терапию, хирургию, инфекционные заболевания. Но ближе ей все-таки хирургия. Абсцессы, операции, дренажи – все она делает одинаково качественно. Самая длительная операция в ее практике – когда собаке четыре часа удаляла застарелую опухоль.
Она любит свою профессию и осознает, что в нашей жизни животные слабо защищены.
– Нет органа или отдела, куда можно пойти пожаловаться на нерадивых хозяев или жестокое обращение с животными, – сетует доктор.
Она надеется, что доброе отношение к братьями нашими меньшими когда-нибудь станет для общества нормой.