Реформа местного самоуправления продолжается
Реформа местного самоуправления продолжается. В 2014 году в соответствующий федеральный закон были внесены изменения, распределяющие полномочия между сельскими поселениями и районами. С 1 января 2016 года новая система должна заработать в Иркутской области. Законопроект в Законодательном Собрании Приангарья пока не рассматривался – идет предварительное обсуждение.
На днях в региональном парламенте состоялись общественные слушания «Сельские поселения: полномочия по решению вопросов местного значения». Открывая их, Наталья Дикусарова, заместитель председателя Заксобрания, глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, сообщила, что законопроект «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» поступил в региональный парламент, но время для внесения в него изменений еще есть. Хотя у муниципальных образований Приангарья был целый год на изучение нового законодательства и выработку собственных предложений, к рассмотрению вопроса по существу они оказались не готовы.
Напомним, изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» коснулись передачи полномочий от сельских поселений на районный уровень. Из 39 вопросов местного значения поселениям оставили лишь 13, остальные 26 передали в район. Между тем субъектам РФ дали право перераспределить эти полномочия по своему усмотрению. Некоторые регионы России, не мудрствуя лукаво, оставили все, как прописал федеральный законодатель. Иркутская область решила не идти по такому легкому пути, власти субъекта взяли тайм-аут на один год, чтобы проанализировать ситуацию, собрать предложения муниципалитетов и разработать законопроект, который устроит всех.
Переходный период подходит к концу, с 1 января 2016 года Иркутская область обязана начать жить в соответствии с новыми изменениями. Но в некоторых территориях до сих пор не могут договориться о том, кто и за что готов отвечать.
Как пояснил Александр Гоголев, заместитель начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике, на первом этапе подготовки законопроекта муниципальные районы совместно со всеми поселениями, входящими в их состав, согласовывали перечень полномочий. На втором этапе этот перечень анализировался – оценивались возможности муниципалитетов по исполнению тех или иных полномочий. Таким образом, благодаря индивидуальному подходу, для каждого района был составлен свой перечень полномочий. При этом поселения внутри одного района получили в свое ведение одинаковый список вопросов, и эта схема устроила не всех, так как у каждого МО разные возможности, и тот же поселок Усть-Ордынский с численностью населения свыше 14 тыс. человек нельзя сравнить с селом Капсал, где проживает чуть более 400 граждан.
Заместитель председателя Законодательного Собрания, руководитель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин разделил точку зрения несогласных с таким распределением полномочий и поинтересовался, возможно ли обеспечить дифференцированный подход. По словам Александра Гоголева, законопроект подлежит корректировке, однако, представляя свои предложения, муниципалитеты должны документально подтвердить, что они в состоянии решать те или иные вопросы местного значения.
И.о. министра финансов Иркутской области Наталия Бояринова в рамках общественных слушаний подчеркнула, что, возвращая часть полномочий на уровень поселения, район должен будет передать туда и финансовые ресурсы.
– Стоит задача не обескровить ни один из уровней власти. Перераспределение полномочий коснется 32 муниципальных районов и 362 сельских поселения. После принятия законопроекта необходимо будет вносить поправки в региональный закон о межбюджетных трансфертах, и мы предлагаем предварительно направить проект документа в Ассоциацию муниципальных образований региона, чтобы еще раз комплексно обсудить этот важнейший вопрос, – сказала и.о. министра.
Наталия Бояринова привела несколько примеров того, как муниципальные образования пытаются перетянуть на себя финансовые ресурсы, не имея при этом объективной возможности осуществлять ряд полномочий. Так, в Еланском сельском поселении Тайшетского района по официальным статистическим данным проживает один человек, а фактически – 14. Сегодня муниципальное образование исполняет два полномочия, но в рамках подготовки законопроекта поселение вышло с предложением передать ему с районного уровня дополнительно еще 12 полномочий.
Официальная численность населения Маритуйского сельского поселения Слюдянского района – 84 человека. Фактически там проживает 154. В работе находятся три полномочия, но просят еще 11. Ключевское сельское поселение Усть-Удинского района с населением порядка ста человек исполняет в настоящее время пять полномочий, и хочет забрать с уровня района все 26 вопросов местного значения.
– В погоне за деньгами нельзя забывать, что полномочия нужно будет исполнять. Предлагаю муниципалитетам не бороться друг с другом, а выработать компромиссные согласованные решения, которые позволят, начиная с 2016 года, качественно решать все вопросы местного значения, – обратилась к представителям муниципальных образований глава министерства.
В завершение слушаний Наталья Дикусарова подчеркнула, что все озвученные предложения и замечания будут проанализированы, и к теме распределения полномочий придется вернуться еще не раз. Депутаты уже приготовились рассматривать поправки в законопроект в рамках всех чтений.