На пенсию – через интернет
«Личный кабинет застрахованного лица»: возможности и преимущества
В 2015 году Пенсионный фонд запустил новый электронный сервис – «Личный кабинет застрахованного лица». Доступ к нему имеют все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на портале госуслуг. С помощью данного сервиса каждый гражданин может узнать о количестве пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР, подать заявление на назначение пенсии, воспользоваться пенсионным калькулятором и т.д. На вопросы, возникающие у пользователей кабинета, отвечает заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда по Иркутской области Ирина Близнец.
– Ирина Сергеевна, сегодня как у государственных структур, так и у коммерческих организаций на сайтах размещены «личные кабинеты» для удобства пользователей. Наконец-то и у Пенсионного фонда появился такой сервис. Что именно человек может узнать в своем личном «пенсионном» кабинете?
– «Личный кабинет застрахованного лица» – действительно долгожданный сервис. Через Кабинет гражданин может узнать о количестве накопленных пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Это ключевые параметры, влияющие на размер будущей страховой пенсии в соответствии с новой пенсионной формулой, которая введена в России с 1 января 2015 года. Сервис предоставляет гражданину возможность получить подробную информацию о периодах своей трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов, которой располагает ПФР.
– Как гражданин может проверить, все ли сведения учтены на его индивидуальном лицевом счете?
– Проверить, учтены ли на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица данные обо всех работодателях, у которых он трудился, можно, запросив извещение о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Сделать это можно через Единый портал государственных и муниципальных услуг или через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР. В этой форме содержатся данные о количестве пенсионных баллов и лет стажа, о варианте пенсионного обеспечения, который выбрало застрахованное лицо, сумме средств пенсионных накоплений. Кроме того, в этой форме на основе переданных страхователями данных отражена информация о периодах работы гражданина и суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
– А что делать, если гражданин не согласен с этими данными?
– Данные, учтенные на индивидуальном лицевом счете гражданина, представляются работодателем в виде сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. И копию этих сведений любой человек может получить у своего работодателя бесплатно. В случае несогласия с данными, указанными в сведениях, гражданин должен обратиться к своему работодателю за их исправлением или уточнением.
– Ирина Сергеевна, а может ли оказаться так, что в данных, которые отображаются в Личном кабинете, у гражданина указан не весь стаж?
– Информация, отраженная в разделе «О сформированных пенсионных правах», получена на основе данных отчетности работодателей, которую они представили в ПФР, и которая была учтена на индивидуальных лицевых счетах их работников. Поэтому отсутствие какой-либо информации о стаже возможно по нескольким причинам. Первая – отчетность, представленная работодателем, содержит ошибки, и на момент получения гражданином информации еще не исправлена. Вторая – работодатель не представил соответствующую отчетность. И третья – работодатель не оформил гражданина на работу официально, то есть у него нет записи в трудовой, нет договора, а взносы в ПФР не начислялись.
– Почему в Личном кабинете не указаны периоды службы в армии, ухода за детьми и другие нестраховые периоды? Они не будут засчитаны в стаж?
– Конечно, будут. Просто дело в том, что сведения об этих периодах включаются в индивидуальный лицевой счет на основании документов, которые представляет в территориальный орган ПФР сам гражданин. Как правило, происходит это непосредственно перед выходом на пенсию. Но любой гражданин при желании может обратиться в территориальный орган ПФР и раньше – задолго до права на пенсию, и принести документы о нестраховых периодах. Тогда они уже сейчас будут отражаться на его лицевом счете.
– Ирина Сергеевна, ни для кого не секрет, что современные пенсионеры – очень активный и любознательный народ. К нам в редакцию поступил вопрос от пенсионерки из Ангарска, которая зашла в Личный кабинет и утверждает, что сервис «О сформированных пенсионных правах» недоступен для просмотра.
– Так и есть. Для тех, кто уже получает пенсию по старости или инвалидности, сервис «О сформированных пенсионных правах» недоступен, поскольку пенсия им уже назначена и все сформированные пенсионные права учтены при ее назначении. Для этой категории граждан «Личный кабинет застрахованного лица» отображает информацию о виде, размере и дате назначения получаемой ими пенсии и назначенных социальных выплат. Что касается получателей пенсии по случаю потери кормильца, то для них сервисы доступны в полном объеме.
– То есть, если гражданину назначена пенсия, но он продолжает работать, информация о пенсионных баллах, которую он видел до назначения пенсии, будет недоступна? А будут ли отражаться пенсионные баллы, которые он заработал в последующем?
– Повторюсь: пенсионные баллы, которые гражданин видел до назначения страховой пенсии, уже учтены при ее назначении. Пенсионные баллы, приобретенные после назначения страховой пенсии, будут учитываться на индивидуальном лицевом счете, и о них можно узнать через извещение о состоянии индивидуального лицевого счета. Напомню, его также можно запросить через Личный кабинет застрахованного лица.
– А заявление о назначении пенсии тоже можно подать через Личный кабинет?
– Да. Подать заявление о назначении пенсии, а также о выбранном способе доставки пенсии теперь также возможно через Личный кабинет застрахованного лица. Иркутская область вошла в число первых регионов страны, где внедряется данный электронный сервис. Заявление, поданное в электронной форме, автоматически регистрируется в территориальном Управлении ПФР. При этом гражданину на электронную почту направляются уведомления о всех этапах обработки его заявления – от регистрации до вынесения решения. Однако здесь нужно заметить: очень важно, чтобы примерно за полгода до наступления права на пенсию гражданин обратился в органы Пенсионного фонда для проведения заблаговременной работы: уточнения сведений о его трудовом стаже и заработной плате, запроса недостающих документов. Если с гражданином проведена полная и своевременная заблаговременная работа, то при наступлении права на пенсию и подаче электронного заявления через Личный Кабинет решение о ее назначении выносится практически сразу.
– А если вдруг оказывается, что необходимые для назначения пенсии документы представлены не в полном объеме?
– Гражданин также будет уведомлен об этом через Личный кабинет. В этом случае следует представить их не позднее трех месяцев со дня получения такого уведомления, чтобы пенсия была установлена со дня обращения и с учетом всех сформированных у гражданина пенсионных прав. В противном случае решение о назначении пенсии будет принято на основании имеющихся сведений. Информация о вынесенном решении также будет направлена гражданину в Личный кабинет.